прот. Александр Мень

Источник

Этногра́фия

Этногра́фия библейская, свидетельства Библии о древних народах, их происхождении, генетических связях и культуре. До открытия памятников *Древнего Востока Ветхий Завет был почти единственным (не считая Геродота) источником знаний о ближневосточной цивилизациях. С 1-й трети 19 в. эти знания были пополнены многочисленными данными раскопок (см. статью *Археология). Но и после этого Библия остается ценнейшим памятником, проливающим свет на историю и культуру народов Египта, Месопотамии, Сирии, Ирана и других стран.

Этнографическая таблица 10 главы Книги Бытия изображает послепотопное человечество в виде единой семьи, происходящей от Ноя и его сыновей – Сима, Хама и Иафета. В 19 в. семитов, хамитов и иафетидов рассматривали как три ветви белой расы, однако в настоящее время установлено, что в Библии речь идет о 3 языковых группах, сформировавшихся около 4000 до н.э. в обширном средиземноморском регионе. Разделение этих групп произошло в то время, когда еще существовали три племенные ветви, но благодаря миграциям, завоеваниям и метисации тождество племенной и языковой принадлежности постепенно было утрачено. Подавляющее большинство народов, говоривших на семитских, хамитских и яфетических (иафетических) языках, образовало две большие подрасы, средиземноморскую и кавказо-балканскую, находившиеся в постоянном контакте и взаимодействии.

Попытки *Ренана и приверженцев расистских доктрин рассматривать историю как противостояние двух «рас» – «арийской» (иафетической) и «семитской» – и искать корни их религии и культуры в их врожденных особенностях, не подтвердились наукой (см. статью *Расизм и Библия). Против этой теории говорят внутриэтнический полиморфизм, неустойчивость самих подрас, меняющих свой облик, рождающихся и исчезающих, разнообразие религий в рамках одной языковой культуры. Ренан, например, считал, что семитам, пришедшим из пустыни, исконно свойствен *монотеизм («пустыня монотеистична»); между тем хорошо известно, что религией народов семитской языковой группы (аккадцев, халдеев, ассирийцев, ханаано- финикийцев, арабов и других), за исключением израильтян, первоначально был *политеизм. В то же время у хамитов-египтян известна первая в истории попытка ввести единобожие (см. статью *Амарнский период).

Перечень потомков Ноя в (Быт.10) представляет собой лишь отправную точку для раскрытия богословского учения о народах (см. ниже). Еще блж.*Августин отмечал, что в (Быт.10) говорится не столько об отдельных людях, сколько о «семидесяти двух отдельных народах» (О Граде Божием, XVI, 3). Имена их *эпонимов в Быт в одних случаях отражают древние этнические названия, а в других – названия древних местностей или городов, давших наименования областям. Тщательное сопоставление *ономастики (Быт.10) с данными внебиблейских памятников позволило ученым установить, о каком народе идет речь в том или ином случае.

а) Сыны Сима: Элам (эламиты), Ассур (ассирийцы), Арфаскад (вероятно, халдеи), Арам (арамеи), Уц (южнопалестинские арабы), Эвер (евреи; см. ниже). Все эти народы говорили на семитских языках, за исключением эламитов, язык которых принадлежал к особой группе, родственной дравидийским.

б) Сыны Хама: Хуш (эфиопы), Мицраим (египтяне), Ханаан – группа народов, к которой отнесены Сидон (финикийцы), Иевусей (палестинские хананеи), Аморрей (амориты). По языку потомки Ханаана были семитами.

в) Сыны Иафета, народы, говорившие на индоевропейских языках: Гомер (киммерийцы), Мадай (мидяне), Иаван (ионийцы), Фувал (малоазийские племена, родственные хеттам), Мешех (мески), Фирас (вероятно, эгейцы), Аскеназ (скифы), Форгама (малоазийцы), Елиса (вероятно, критяне), Фарсис (испанские племена), Киттим (киприоты), Донадим (родоссцы).

В таблицу вошли главным образом народы, которые играли ту или иную роль в ветхозаветной истории. Поэтому (Быт.10) не следует рассматривать как систему научной Этнографии. Основная задача священного автора лежала в иной плоскости. Как отмечал академик *Тураев, «Библия сохранила единственный в своем роде памятник, доказывающий, что еврейский народ опередил, может быть, своих более культурных соседей, не только созрев до сознания единства человечества, но и до его классификации по генеалогической таблице». Генеалогия потомков Ноя составлена для того, чтобы показать общее происхождение семьи народов. Эту мысль развил апостол Павел, говоря об «одной крови», от которой Бог произвел человечество (Деян.17:26).

Судьбы народов входят в промыслительные замыслы Творца. В этих судьбах принимают участие как светлые, так и темные силы (Дан.10–12). Хотя язычники не познали полноты истины, в Ветхом Завете предрекается то время, когда почитание истинного Бога распространится среди всех народов (см. статью *Универсализм и партикуляризм в Библии). Это пророчество исполнилось в Новом Завете. Универсальность Евангелия символизируется «даром языков», открывшимся в первую Пятидесятницу (Деян.2). Эту универсальность торжественно провозглашает и апостол Павел, говоря, что во Христе нет ни еллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа (Рим.10:12; Кол.3:11).

Этнография палестинских племен и народов. В Ветхом Завете неоднократно перечисляются племена, жившие в древнем Ханаане (например, Быт.15:19–21). Идентифицированы они лишь частично. Большинство их принадлежало к семитоязычной группе народов. Это аморреи (амориты), владевшие частью Палестины и создавшие ряд государств в Месопотамии (Вавилон, Мари), хананеи, этническая ветвь финикийского народа (см. статью Угарит), кеннеи (кениты), пришедшие из южных пустынь (см. статью *Кенитская гипотеза). К индоевропейской языковой группе принадлежали хеттеи (хетты), главный центр которых находился в Малой Азии, и филистимляне, родственные эгейцам и усвоившие после переселения в Ханаан местный язык и культы. Остальные ханаанские племена пока не могут быть точно отождествлены с известными по документам этнич. группами.

Эпонимом евреев считался Эвер (Эбер). Само слово евреи (עברים, иври́м) означает пришельцев с другого берега реки (Евфрата? Иордана?) и не было первоначально этническим самоназванием. В Ветхом Завете это слово обычно вкладывается в уста иноплеменников. К потомкам Авраама принадлежало 5 племен: исмаильтяне, моавитяне, аммонитяне, мадианитяне и израильтяне («сыны Иакова», или «сыны Израиля»). Филологи считают, что символическое имя Иакова-Израиля вначале переводилось как «да защитит Бог» или «да правит Бог». В (Быт.32:22–31) *этимология этого имени связана с таинств. поединком с ангелом, открывшим Иакову путь в Св. землю. Поскольку Иаков пришел в Ханаан из области Арама, он назван в одном из древнейших текстов *Пятикнижия «странствующим арамеянином» (Втор.26:5).

Эпонимами 12 *колен Израильских были сыновья Иакова. В Ханаане колена разделились на две численно неравные группы: меньшую – иудеев (колена Иуды и Вениамина) и большую – израильтян (*Ефрем, или Десятиколенная группа). От Ефрема впоследствии отделился самарянский этнос. В *допленный период израильтяне и иудеи постепенно смешивались с прочими жителями страны; процесс этот завершился поглощением едомитян, принявших *иудейство в междузаветный период.

Алексеев В.П., Человек. Эволюция и таксономия, М.,1985; Беляев А., Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей Семитов, Хамитов и Иафетитов в деле религиозного развития этих трех групп народов, ПТО, 1881, т.27; *Богородский Я.А., Начальные черты истории рода человеческого после потопа, ПС, 1906, №6, 7/8; Богословская И.В., Одежда оседлых народов Ханаана по древнеегипетским изображениям ХѴІ-ХІІ вв. до н.э., ВДИ, 1980, №3; ее же, Одежда в этногенезе Ханаана во II тыс. до н.э., в книге: Древневосточная культура и вопросы ее преподавания на историческом факультете, Даугавпилс, 1985; ее же, Одежда кочевых и мигрирующих народов Ханаана по древнеегипетским изображениям XIV-XII вв. до н.э., ВДИ, 1988, №1; *Велльгаузен Ю., Этнография древней Палестины, пер. с нем., ОПЕК, с.810; *Вигуру Ф., Руководство..., М., 19162, т.1, с.548; Гамкрелидзе Т.Б., Иванов В.В., Индоевропейский язык и индоевропейцы, т.1–2, Тбилиси, 1984; *Дьяконов И.М., Языки древней Передней Азии, М.,1967; История Древнего Востока, под ред. И.М.Дьяконова, М.,1983, ч.1; *Нёльдеке Т., Семитические языки и народы, М.,1903; Пьеррон Ж., *Грело П., Народы языческие, СББ; *Рагозина З.А., История Халдеи, СПб.,1902; *Ренан Э., Участие семитических народов в истории цивилизации, в его Собр. соч., К.,1902, т.6; *Тураев Б.А., История Древнего Востока, Л.,1936, т.1; *Яхонтов И.П., Изложение и историко-критический разбор мнения Ренана о происхождении еврейского единобожия, М.,1884; иностранную библиографию см. в комментариях на Быт. Э.Спейсера (1902–1965), вышедшем в *серии «The Anchor Bible» (Speiser E.A. (ed.), Genesis, Garden City (N.Y.), 1964), a также в РСВ, р.96–114, в комментариях на Быт. *Вотера, *Властова, *Гункеля, *Дилльманна, *Покровского А., *Прокша, *Рана и других и в статье *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle