прот. Александр Мень

Источник

Юнг-Шти́ллинг

Юнг-Шти́ллинг (Jung-Stilling) Иоганн Генрих (1740–1817), немецкий протестантский писатель. Родился в Вестфалии в семье бедного портного. Занимался самообразованием; получил место учителя, а затем стал лекарем. В этот период его посетило озарение, которое укрепило в нем мысль об особом избранничестве. В 1769 он начал изучать медицину в Страсбурге, познакомился с Гете и *Гердером, на которых произвел большое впечатление. По окончании учебы . Юнг-Штиллинг преподавал в Марбурге, занимался различными науками, но свое главное призвание видел в проповеди Слова Божьего.

Под влиянием революционных событий во Франции у него возникла мысль о скором конце мира и установлении тысячелетнего Царства (см. статью *Хилиазм). Эта мысль господствует в написанном им толковании на Откр.: «Победная повесть, или торжество веры христианской» (1798; рус. пер.: СПб.,1815). В толковании Юнг-Штиллинг следовал методу *Бенгеля, в частности, он понимал число зверя (см. статью *Криптограмма) как продолжительность определенных исторических эпох. Юнг-Штиллинг интерпретировал Откр. применительно к средневековой и новой истории Церкви, рассматривая апокалиптического зверя как образ папского Рима. Он предсказывал наступление конца истории в 1836.

Толкование на Откр. и другие его книги создали вокруг Юнг-Штиллинга ореол пророка. Его идеи сыграли определенную роль и в России. Александр I благоволил к Юнг-Штиллингу (он встречался с ним во время заграничных поездок). Многие деятели *Российского библейского общества разделяли чаяния Юнг-Штиллинга. «Мистики» александровой эпохи усердно переводили его сочинения. Его ценил архиепископ *Иннокентий (Борисов); митрополит *Филарет (Дроздов) отзывался, однако, о Юнг-Штиллинге осторожно. Он писал о «Победной повести», что в ней «изъяснения первых пяти печатей были действительно замечательны, хотя вообще книга была проникнута духом протестантства». Противники же библейского общества и «мистицизма» называли учение Юнг-Штиллинга «бесовским» и усматривали в нем «революционность», хотя от нее немецкий мистик был весьма далек. Борьба вокруг книг Юнг-Штиллинга послужила сигналом для похода против библейского общества и «мистицизма».

♦ В рус. пер.: Приключения по смерти, ч. 1–3, СПб.,1805; Угроз Световостоков, ч.1–8, СПб.,1806–15; Тоска по отчизне, ч.1–2, СПб.,1806; Жизнь Генриха Штиллинга, ч.1–2, СПб.,1816 (автобиография).

Булич Н.Н., Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX в., т.1–2, СПб.,1902; Пыпин А.Н., Религиозные движения при Александре I, Пг.,1916; ЭСБЕ, т.41; RGG, Bd.3, S.1070.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle