прот. Александр Мень

Источник

Яхвисти́ческая тради́ция

Яхвисти́ческая тради́ция в Пятикнижии (условное обозначение Я, лат. J), согласно *четырех источников Пятикнижия теории, самый ранний из источников, вошедший в Быт., Исх., Числ. и в незначительном объеме во Втор. Первоначально, в 18 в. (см. статьи: *Виттер; *Астрюк), Яхвистическая традиция была выделена по одному признаку: предпочтительному употреблению священному имени Божьего *Яхве (в греческом, славянском, русском и большинстве других переводов передаваемому словом Господь). Позднее были установлены и другие критерии (особенности стиля, *богословия, *ономастики и т.п.). В отличие от *Элохиста, считавшего, что священное имя открылось лишь Моисею (Исх.6:2–3), *Яхвист относит откровение этого имени к древнейшим временам человечества (Быт.4:26). Язык Яхвиста отмечен живой наглядностью и образным символизмом.

Началом Яхвистической традиции в тексте Пятикнижия в настоящее время принято считать (Быт.2:4б) («В то время, когда Господь Бог создал землю и небо...»). Далее Яхвистическая традиция повествует о *Грехопадении, первом братоубийстве, потомках Каина, *Потопе, *Вавилонском столпотворении, *патриархах, Исходе, странствии по пустыне и завершается описанием смерти Моисея. К законодательной части традиции *Яхвиста относится *ритуальный Декалог (Исх.34). Сторонники гипотезы *Шестикнижия усматривают элементы Яхвистической традиции и в Ис.Нав. По мнению *Пфайффера и *Айссфельдта, Яхвистическая традиция состоит из нескольких слоев, отражающих различные богословские традиции.

Существуют 4 основных взгляда на Яхвистическую традицию:

1) Особая Яхвистическая традиция – это фикция. То, что принимают за писание Яхвиста, есть неотъемлемая часть текста, написанного самим Моисеем (*старая исагогика всех конфессий, *фундаментализм).

2) Моисей использовал существовавшие до него писания Яхвиста (Астрюк и другие католические авторы).

3) Яхвистическая традиция допленного периода существовала главным образом в форме *устной традиции (*скандинавская школа).

4) Яхвистическая традиция записана в послемоисеево время, хотя по содержанию восходит к Моисею. Эту точку зрения разделяет большинство современных библеистов самых разных исповеданий. Согласно этой гипотезе, Яхвист писал после *разделения царств: либо в 9 в. до н.э. (*Велльхаузен и его школа), либо в 10 в. (*Карташев, *Князев, *«Балтиморская школа»). Все экзегеты, поддерживавшие *документарную теорию происхождения Пятикнижия, связывают Яхвиста с Иерусалимом (только *Ренан считал, что он жил в *Ефреме). *Тураев характеризует его как «высокоодаренного иудея не из среды духовенства, вероятно, из круга древних пророков, полного глубоких мыслей и исканий, монотеистического и универсального миросозерцания».

Богословие Яхвистической традиции рассматривает историю как диалог между благим и справедливым Творцом и людьми, которые по-разному отвечают на Его дары и обетования. Они восстают против Его воли, ищут собств. путей, проходят через испытания. Свой промыслительный замысел Господь осуществляет вопреки неверности людей, действуя через избранников, повинующихся Его воле. В них, как в малом семени, заключено грядущее благословение для всех народов земли.

К Яхвистической традиции принято относить следующие разделы Пятикнижия.

Быт.2:4б; 3; 4:5–29; 6:1–8; 7:1–5,7–10, 12, 16б,17б,22–23; 8:2б-3а, 6–12, 13б, 20–22; 9:18–27; 10:8–19,21,24–32; 11:1–9,28–30; 12:1–4,6–20; 13:1–5,7–11,12б,18; 15 (J†E); 16:1б-2,4–16; 18 (кроме стиха 29); 21:1–2а,6б-7,25,26,28–30,32–34; 25:11,14–18,20–24; 25:1–6,18,21–26,27–34; 26; 27:1–45; 28:10,13–16,19,31–35; 30:3б-5,7,9–16,24–31, стихи с 32 по 43 (J † E); 31:1,3,21,31,38–40,46,48–50; 32:2–13,14а,22,24–32; 33:1–17; 34 (J†E); 37:1–2 (J†E),3–4,11– 13,14б,18б,21,23а,25–27,28б,32б-33,35; 38; 39; 42:27–28,38; 43:1–14,16–23,24–34; 44; 45 (J†E); 46:1–5,28–34 (J†E); 47:12 (J†E); 48:8–22 (J†E); 49 (J†E); 50:1–11,14.

Исх.1:6,8–12; 2:15–23; 3:7–8,16–20; 4:1–16,19–20,22–31; 5 (J†E); 6:1,7,23,25; 8:1–4,8–15,20–32; 9:7,13–21,23–34; 10:1–7,13б-19,28–29; 11:4–8; 12:21–23,29–30; 13:21–22; 14:5–7,10–14,19–20,24–26, 27б,30–31; 15:22–25,27; 16:4; 17:1б-2; 19–20; 24:1–2,9–11; 32:9–14; 33:7–11; 34:1–5,10–28.

Числ.10:29–36; 11:1–34; 13:17б-20,22–24,26–31,32б-33; 14 (J†E†P); 16 (J†E†P); 20–24; 32 (J†E†P).

Втор.10:6–7,31; 14–15; 23; 34:1б-4, 10–12.

● [*Андрее в И.Д.] Библейская история, НЭС, т.6; *Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПб.,1909; свящ.*Князев А., Господь, муж брани, ПМ, 1949, вып.7; *Рыбинский В.П., Иеговисты и Элогисты, ПБЭ, т.6, с.194–205; Светлов Э. (прот. А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; *Auzou G., La Tradition Biblique, P.,1957; *Ellis P., The Yahwist – The Bible’s First Theologian, L.,1969; прочую библиографию см. в статье *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle