прот. Александр Мень

Источник

Ры́бинский

Ры́бинский Владимир Петрович (1867–1944), русский православный библеист и историк. Окончил Киевскую Духовную академию, где впоследствии был доцентом, а затем профессором кафедры Священного Писания (читал курс по *Историческим книгам Ветхого Завета). С 1892 магистр богословия, с 1913 доктор. Принимал участие в составлении «Толковой Библии» (комментарии к Ос., Иоиль., Ам., Мих.) и «Православной богословской энциклопедии» (статьи Иеговисты и элогисты; Иезекииль и другие). Ему также принадлежат толкования на Книгу пророка Авдия (1909) и пророка Михея (1911), вошедшие в ТБ (т.7), а также изданные отдельно. В 20-е гг. Рыбинский работал в еврейском отделе Украинской АН. Занимался переводами с английского языка. Умер в г. Баку.

Основные научные интересы Рыбинского были сосредоточены на *Второго Храма периоде. Ряд лет он занимался изучением вопроса о самарянах (см. статью *Самарянское Пятикнижие). Результаты его исследований были изложены в нескольких научных статьях, напечатанных в Трудах КДА, и в обобщающей монографии, единственной в своем роде в отечественной литературе: «Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян» (К.,1913). Вопреки взгляду *Поснова, Рыбинский не считал, что самарянство было в такой степени заражено религиозным *синкретизмом эллинистического мира, что стало источником гностицизма (см. дискуссию Рыбинского и Поснова в «Страннике», 1916, №1). Рыбинского отличала огромная эрудиция, знание восточных языков, строго научные методы работы и глубокая убежденность в том, что Библия есть подлинное Слово Божие. Он вел полемику с теориями *религиозно-исторической школы (в частности, с *панвавилонизмом Фридриха *Делича), написал ряд популярных очерков, обзоров и учебников, а также «Библию для детей» (К.,1897). Литературное наследие Рыбинского является крупным вкладом в *русскую библеистику.

♦ Древне-еврейская суббота, К.,1892; Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства, К.,1898; Заметки о литературе по Священному Писанию Ветхого Завета за истекший год, ТКДА, 1898, №3, 1899, №5, 1900, №6; Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе, К.,1901; К изъяснению Псалтири, ТКДА, 1901, №12; О Библии (публичное чтение), ТКДА, 1902, №3; Вавилон и Библия, К.,1903; Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии, К.,1904; К вопросу об отношении Библии к Вавилону, К.,1904; Ветхозаветные пророки, ТКДА, 1907, №12; По поводу новейших археологических раскопок в Палестине, ТКДА, 1908, т.III, №11; О паломничестве в Иерусалим в библейские времена, К.,1909; Самарянство и Гностицизм (Ответ на критику проф. М.Э.Поснова), «Странник», 1914, № , 1916, №1.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle