ИОÁНН КРЕСТИ́ТЕЛЬ, ПРЕДТÉЧА ГОСПÓДЕНЬ

ИОÁНН КРЕСТИ́ТЕЛЬ, ПРЕДТÉЧА ГОСПÓДЕНЬ – сын священника Захарии и Елисаветы. Родился И. в одном из городов Нагорной части Иудеи Хевроне. Сведения о рождении И. дает только Евангелист Лука. До начала своей проповеди И. находился в пустыне, ведя суровую подвижническую жизнь. Питался И. акридами (съедобными стрекозами) и диким медом, носил грубую одежду из верблюжьего волоса. Сведения об этом находим в Евангелиях от Матфея и Марка. Подготовив себя постом и молитвою к высокому служению, И. в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря выступил на служение в качестве Предтечи Мессии. Сбылись ветхозаветные пророчества: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему...» (Ис. 40, 3). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1).

Явился И. на реке Иордане. Сюда перед праздником очищения сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился И. к народу, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем совершить внешнее омовение, люди должны совершить омовение внутреннее – нравственно очиститься, покаяться в грехах и принести достойные плоды покаяния, и таким образом приготовить путь Господу в сердцах своих. Таким образом, общий смысл служения И. заключался в нравственном подготовлении людей к принятию будущего высшего духовного Крещения Христа. Крещение народа в реке Иордане имело еще и мистический смысл. Здесь во время Крещения И., исполнившись Духа Святаго, увидел Агнца Божия и засвидетельствовал об этом народу. У И.К. уже было понимание Израиля как духовной сущности, а не национальной принадлежности. «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3, 8).

Обладая высочайшей степенью смирения, И. постоянно подчеркивал, что он только Предтеча Мессии, у Которого он «недостоин развязать ремень обуви» (Лк. 3, 16). И.К. стоял как бы на рубеже двух эр. На нем собственно заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового Завета. «От дней же И. К. доныне Царствии Небесное силою берется» (Мф. 11, 12). И в личности И. К. переплелись как бы ветхий и новый человек. Величайший из праведников Ветхого Завета, он в то же время является, как говорит Спаситель, наименьшим в Царстве Небесном, то есть в силу освящающей благодати меньший Нового Завета может возвыситься до святости большей, нежели та, которой достигли великие праведники Ветхого Завета. Ветхий человек борется в личности И. с новым человеком. Именно поэтому, прозрев посредством Духа Святаго Мессию, узнав Его, И. сохранил в то же время ветхозаветные представления о Царе – Мессии. Ему казалось, что пришествие Его на землю должно сопровождаться земными атрибутами величия. Поэтому был момент, когда он заколебался, и послал своих учеников к Христу спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3).

Согласно пророчествам И. должен был придти в духе и силе Илии: «Вот Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4, 5), это смущало учеников Христа, но Спаситель объяснил им, что И. К. и есть Илия, который должен придти перед Ним. Умер И. насильственной смертью. За обличение Ирода Антипы он был заключен в темницу и по требованию Саломеи, наученной матерью ее, Иродиадой, Ирод велел отрубить И.К. голову. В честь И. установлены следующие праздники: 23 сентября – зачатие И.: 24 июня – День его рождества: 29 августа – Усекновение главы И. П.; 7 января – Собор И. П.; 24 февраля – Первое п Второе Обретение главы И. П.; 25 мая – Третье Обретение главы И. П.; 12 октября – праздник Перенесения десной руки И.К. с о. Мальты в Гатчину.

Комментарии для сайта Cackle