Источник

Собор во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, с трехсвятительской при нем церковью

Местоположение собора и церкви

Андреевский собор находится на Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 6-й линии. Рядом с ним, с левой его стороны, по 6-й линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, (без колокольни) во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора, также рядом с ним, через проспект, по той же 6-й линии, находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся, по соседнему с ним собору, Андреевским.

История собора и церкви

До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и французской слободы, населенной мастеровыми из иностранцев59, никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержденному самим Петром I плану, по которому а) весь остров делился на 28 линий или 14 улиц; б) по всем улицам, (каждая из них шла между двух линий) предлагалось устроить каналы и с) вокруг острова плотины, подобно тому, как это сделано в Амстердаме60 в ограждение против наводнения с моря.

В 1722 году начаты здесь постройки зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями,61 и здесь то, на площади пред коллегиями определено самим Государем место для сооружения первой на Васильевском острове соборной церкви62. Наследовавшая после Петра І-го престол, супруга Его, Екатерина І-я, вполне разделяла относительно этой церкви намерение своего супруга. Во второй год (1727) своего царствования, она от собственных щедрот пожертвовала на сооружение церкви деньгами тысячу рублей, и при этом сама же указала, во имя какого святого должна быть сооружена эта соборная церковь63.

В 1738 году совершена закладка первой на Васильевском острове деревянной соборной церкви; но церковь эта заложена не на то месте, которое определил для нее Петр І-й и не во имя св. Апостола Андрея Первозванного, как указала Екатерина І-я, а там, где существует нынешний Андреевский собор и во имя Рождества Богородицы, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Императрицей Екатериной І-й три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения первой соборной на Васильевском острове церкви. Освящена же она в 1732 году не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого Апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена, именно соответственно той цели, от 31 марта 1727 года64.

4-го июля 1767 года церковь эта сгорела до основания от молнии65.

Описание настоящего храма

На место ее 18 июля 1764 года заложен существующий ныне каменный о пяти главах, с колокольней, Андреевский собор. Более 15 лет строился он, но на какую сумму, когда и кем освящен – неизвестно,66 равно как и то, кто был архитектором и кто писал иконы.

В 1834 году из холодного собор обращен в теплый на сборную сумму.

В 1848–1850 годах, по благословению Преосвященного С.-Петербургского Викария, Епископа Ревельского Нафанаила, управлявшего С.-Петербургской епархией, к собору, в задней его части, с двух сторон, по плану архитектора Николая Гребенки пристроены на соборную от прихожан сумму, каменные приделы;67 по назначению преосвященного, справа во имя Успения Божьей матери, слева во имя Святителя Николая Мирликийского. Заложены они 31 июля 1848 года самим преосвященным, а освящены местным Благочинным, 15 октября 1850 года. При сооружении их, кроме тогдашнего протоиерея Феодора Семеновича Песоцкого, особенную услугу оказали действительный статский советник Василий Иванович Ростовцев попечительностью о сборе строительных сумм и тогдашний церковный староста купец Семен Максимович Сысоев своей распорядительностью при движении работ. Иконы в приделе Успенском написаны на холсте г-жой Клевецкой, а в Николаевском Академиком Николаем Лавровым.

В 1850 же году пять глав собора и колокольня, покрытые новым железом, позолочены на пожертвованную прихожанами купцами Василием Алексеевичем Фроловым и Андреем Ивановичем Тименковым сумму до 11 т. рублей.

А. Описание настоящего Андреевского собора и трехсвятительской церкви

До построения приделов, собор имел в плане вид равностороннего креста, с построением же их, получил вид продолговатого. Высота всего храма извне от земли с крестом 21 сажень 2 аршина 12 вершков. Высота западной части храма от земли под крышу 3 сажени 2 аршина 12 вершков, подъем крыши 1 сажень 2 аршина 8 вершков. Длина всего храма извне 16 сажень 1 аршин 8 вершков. Ширина передней части 111/2 сажень, задней с приделами 121/2 сажень.

Внутри высота восточной части храма 16 сажень 2 аршина, в боковых полукруглых частях 6 сажень; в главном алтаре 5 сажень, 2 аршина, 4 вершка. В западной части храма и в приделах от пола до замков сводов 3 сажени 1 аршин 4 вершка. Длина собора с алтарем 15 сажень 12 вершков, длина приделов с алтарем по 8 сажень каждый. Ширина храма внутри к восточной части 9 сажень 2 аршина 8 вершков, в западной с приделами 111/2 сажень.

Главный купол собора основан на четырех столбах, соединенных арками, от которых и идут своды над всем зданием. Столбы украшены каждый четырьмя пилястрами Коринфского ордера и над ними проходит, опоясывая всю восточную часть храма, такой же антаблемент. Боковые части и главный алтарь в планах своих полукруглы и покрыты полуциркульным сводом. Внутренность церкви украшена лепными работами, именно: полуциркульный свод главного алтаря и своды боковых полукруглых частей украшены ящиками (кессонами), с помещенными в них розетками; на арках, перекинутых со столбов – лепной орнамент; по нижней части кольца, или невысокого барабана купола идет карниз с кронштейнами, между которыми размещены головки херувимов. На четырех парусах купольного свода находятся живописные изображения четырех евангелистов; на арке под большим куполом против главного алтаря – живописное изображение Святой Троицы и в арке над западной дверью, ведущей в храм – также живописное изображение Входа Господня в Иерусалим. Алтари приделов имеют полуциркульные своды, разделенные на кессоны с живописными в них розетками. Приделы отделяются от главного храма столбами, на которых утверждены своды церкви и приделов.

В 1858 году, с разрешения Высокопреосвященного Григория, тогдашнего С.-Петербургского Митрополита, внутренность храма возобновлена68. Во всей передней части его, не исключая алтарь, стены и своды расписаны живописью: лепные по сводам и аркам орнаменты вызолочены.

Иконостас, во вкусе Растрелли резной, трехъярусный, весь вызолоченный. В нижнем ярусе на фигурном пьедестале между пилястр и колонн помещаются по правую сторону царских врат; образа: Спасителя, Андрея Первозванного, Архистратига Михаила и Св. Николая Мирликийского, по левую Божьей Матери, Великомученицы Екатерины, Сергия Радонежского и Александра Невского, каждый высотой 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин 3 вершка, все в серебряных вызолоченных ризах, одинаковых, изящной отделки рамах за зеркальными стеклами. Колонны, подходящие к коринфскому ордену, имеют продольные ложбины (канелюры). Во втором ярусе образа, справа: Рождества Христова, Входа Господня во Иерусалим, Воскресения Христова и сошествия Св. Духа на Апостолов, слева: Благовещения Пресвятой Богородицы, Богоявления Господня, Преображения Господня, Святой Троицы, каждый вышиной 1 аршин 1 вершок, шириной 13 вершков. Все образа овальной формы, помещены в широком антаблементе, по которому пропущен карниз. Над этим карнизом идет третий ярус образов: Апостола Петра, Св. Андрея Христа ради юродивого, каждый вышиной 3 аршина, шириной 1 аршин 1 вершок, и Успения Божьей Матери, вышины 1 аршин 10 вершков, ширины 1 аршин 1 вершок, слева: Апостола Павла, Священномученика Василия Апкирского и Покрова Божьей Матери, в соответственном размере с первыми. Образа украшены орнаментами.

Южные и северные двери, имеющие каждая: длины 4 аршина и ширины 1 аршин 3 четверти, с образами, первые – Архистратига Михаила, вторые – Архангела Гавриила, – помещены между колонн, посреди местных образов, южные Спасителя и Андрея Первозванного, а северные – Божьей Матери и Св. Великомученицы Екатерины. Над южными дверями – образ Рождества Богородицы, над северными – Рождества Иоанна Предтечи, шириной каждый 1 аршин 4 вершка, вышиной 1 аршин; 69 образа помещены между тех же колонн. Царские двери, высотой 2 сажени, вышиной 1 сажень 8 вершков, резной орнаментной отделки, с 6-ю образами посредине Божьей Матери и Архангела Гавриила, каждый длиной 1 аршин 5 вершков, шириной 10 1/2 вершков, а вверху и внизу, четырех Евангелистов, высотой 101/2 вершков, шириной 71/2 вершков каждый, в серебряных вызолоченных ризах. Под полукруглой аркой Царские двери несколько углублены в нише. Перекрытие дверей, на котором находится круглый, длиной 2 аршина 2 четверти, высотой 1 аршин 1 четверть в серебряной вызолоченной ризе, образ Тайной вечери, упирается в боковые части ниши, отделанные пилястрами, одинаковыми с колоннами иконостаса. В замке полукруглой арки, над дверями, находится сияние. Средняя часть иконостаса над царскими дверями значительно возвышается над боковыми, и увенчивается круглым, писанным на холсте, длиной 3 аршина и шириной 3 аршина, образом в круглой раме, красиво обделанной между небольшими пилястрами, поддерживающими свой отдельный небольшой антаблемент, на образе два Ангела держат крест. Длина иконостаса 8 сажень, высота 8 сажень; боковые же его части 3 сажени, не считая одиночные возвышения для образов. К прежним образам одноярусного иконостаса в настоящем прибавлено 17 новых, и кроме того, вновь же устроено четыре: два для царских врат и два над северными и южными, взамен старых, нарушавших симметрию в общем плане нового иконостаса. Из них 14 образов во 2-м и 3-м ярусах, 2 над северными и южными дверями, 2 в царских дверях и 1 над царскими (всего 19), написаны художником Шишкиным и 2 в первом ярусе – иконописцем Пошехоновым, все на досках. Некоторые из новых образов: два в первом ярусе – Св. Арх. Михаила и Сергия Радонежского, два – в царских дверях: Божьей Матери и Архангела Гавриила и один над царскими – Тайной вечери, обложены серебряными вызолоченными ризами; бывшие же на прежних иконах серебряные ризы тоже вызолочены, за исключением одной на образе Андрея Первозванного, которая вызолочена в 1856 году С.-Петербургским купцом Евсевием Ситниковым. Все возобновления произведены по рисункам и под непосредственным наблюдением профессора архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, на сумму 27,989 рублей, пожертвованную известными благотворителями Андреевского собора, С.-Петербургскими купцами Василием Алексеевичем Фроловым и Андреем Ивановичем Тименковым.

Антиминсы на всех престолах недавнего времени, священнодействованные: а) на главном престоле св. Апостола Андрея Первозванного преосвященным Нафанаилом, Епископом Ревельским Викирием. С.-Петербургским лета 1846 марта 3-го дня, с подписью на задней стороне: Божьей милостью смиренный Антоний, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский; б) в приделах: Успения Божьей Матери и в) св. Николая чудотворца, преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским 1849 года марта 13-го дня с подписью внизу: «Смиренный Никанор. Митрополит Новгородский и С.-Петербургский.

Б. Описание трехсвятительской церкви

Рядом с Андреевским собором, с левой его стороны, по 6 линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, без колокольни, во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Богородицы. В этой последней, иконостас приобретен в 1827 году из домовой церкви генерал-майора Титова на место прежнего обветшавшего, который взят был из сгоревшей Андреевской деревянной церкви, а в эту дан из домовой церкви Светлейшего Князя Меньшикова70.

О Трехсвятительской церкви известно, что она заложена 2-го июля 1740 года, а освящена в 1760 году71. Но кем построена, по чьему благословению или повелению, на какую сумму, кто писал иконы и кем освящена – неизвестно.

В течении столь давнего ее существования, она остается неизменно такой же, какой была сначала, после ее сооружения – без всяких архитектурных украшений, с одной деревянной оштукатуренной главой, с деревянным же на ней крестом и с такими же крестами над алтарем и над западным фронтоном храма, утвержденными просто на крыше, имея снаружи высоты от земли с крестом 10 сажень, длины 14 сажень 2 аршина, ширины 7 сажень 1 аршин, внутри же высоты в передней ее части 4 сажени, в западной, над которой устроены хоры с придельной на них церковью во имя Благовещения Богородицы, 1 сажень 13 вершков, на самих же хорах 1 сажень 2 аршина 8 вершков, в главном алтаре две сажени, длины всей церкви с алтарем 12 саж. 1 арш. 8 вершков72, ширины 6 саж. 1 аршин, за исключением алтаря, который шириной 3 сажени 2 аршина, – с тремя одинаковыми в храм входами с западной, северной и южной сторон и одного небольшого чрез жаровню в алтарь, с окнами вокруг здания, в два ряда и по низу и по верху, по низу – средней величины, а по верху малой, с каменным из плиты полом, утвержденным на сводах; потолок в ней, равно как и на хорах, весь из крещатых сводов, окрашенный, как и стены, одинаковой краской; хоры утверждены тоже на сводах, перекинутых с наружных стен на четыре столба. В плане церковь имеет вид продолговатого четырехугольника с полукруглой абсидой в алтарной части; внутренность ее весьма невысокого размера, мало вместительна, загромождена толстыми четырьмя столбами, на которых утверждены хоры.

Иконостас Трехсвятительской церкви деревянный, о двух ярусах, окрашенный белой краской, местами вызолоченный поталью. В нижнем широком ярусе помещены между 10 небольших пилястров в вызолоченных поталью рамах, или обводах образа:

* * *

59

Историко-геогр. и топогр. описание C.-Петербургa, издан. Василием Рубаном в С.-Петербурге І779 года, стр. 164–165.

60

) стр.171, 172 и 177.

61

стр.73. Она находилась дотоле на Петербургской стороне на Троицкой площади близ церкви Св.Троицы. Делились коллегии на 12 департаментов: 1) Аудиенз Камера; 2) Департамент Правительствующего Сената; 3) Иностранная; 4) Военная; 5) Адмиралтейская; 6) Камер; 7) Юстиц; 8) Коммерц; 9) Берг; 10) Вотчинная; 11) Штатс Контора; 12) Святейший Синод.

62

стр.126.

63

) В указе Государыни Императрицы Екатерины 1 от 31 марта 1727 года, печатная копия которого хранится в соборе, изображено: Всепресветлейшая и Самодержавнейшая Государыня Императрица Всероссийская Екатерина Алексеевна, первейшая Великая Магистра ордена Святого Апостола Андрея, кавалеров российских, на строение храма его изволила пожаловать тысячу рублей, да разных материалов на две тысячи рублей.

64

Рубан, стр. 298, 306.

65

Календарь на 1763 г., статья о естественных явлениях.

66

Рубан, стр. 327.

67

Указ С.-Петербургской Духовной консистории от 10 марта 1848 года № 1299.

68

) Указ С.-Петербургской Дух. Консистории от 2-го февраля 1858 года № 1272.

70

Рубан, стр. 327.

71

Он же, стр. 298.

72

От западной стены до солеи 6 саж. 2 аршина, солея до иконостаса 1 сажень 1 аршин, в углублении от иконостаса до царских дверей 1 сажень, от царских дверей до стены восточной 3 сажени 1 аршин 8 вершков, всего – 12 саж. 1 арш. 8 вершков.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle