издательство П.П. Сойкина

Источник

Греческая

Греческая церковь. Под этим назва­нием известна церковь греческого коро­левства, которая до 1821 г. входила в со­став Константинопольского патриархата. Затем в 1821 г., когда в Греции вспых­нуло восстание против турецкого ига, ду­ховенство порвало всякие сношения с па­триархией, занятое борьбой за национальную свободу, хотя и не отвергало своей зависимости от патриарха. В правление графа Каподистрии (1827 г.) хотя и была избрана епитропия из пяти епископов для упоря­дочения церковного вопроса, но за смертью Каподистрии деятельность епитропии была подорвана в самом начале. Лишь в 1833 г., когда престол Греции занял Фрид­рих Оттон Баварский, регентство, учре­жденное за его несовершеннолетием, для решения церковных дел образовало ко­миссию из семи членов во главе с министром. Комиссия составила проект, по которому Греческая церковь, считаясь под главенством короля, становилась совер­шенно независимой от патриарха. Собор из 22-х епископов проект этот при­нял. Но как следствие того, что в основу этого проекта были заложены проте­стантские начала, и большую долю власти взяла себе светская власть, то местному священ. синоду сразу же стала ясна его полная зависимость от светской власти и он начинает возбуждать перед пра­вительством ходатайство о пересмотре некоторых параграфов канонизма в духе соборного определения. Правительство отказало. Между тем и в обществе на­коплялось недовольство тем, что незави­симость церкви от Константинопольского па­триарха объявлена без согласия послед­него, и что верховная власть над церковью, вопреки канонам, предоставлялась свет­ской власти, т. е. королю. С переходом Греции, после революции 1843 г., к кон­ституционному правлению, вопрос этот вновь был возбужден и началась пере­писка с константинопольским патриар­хом о признании Г. Ц. Собор, созванный патриархом в 1850 г., постановил считать Г. Ц. независимой и высшим ее прави­тельством признавать постоянный синод, состоящий из архиереев, при чем если церковные дела будут требовать совмест­ного рассмотрения к лучшему устроению православной церкви, то греческий свящ. синод относился бы к вселенскому па­триарху. После признания патриархом не­зависимости греческой церкви, в 1852 г. был издан закон об устройстве и управлении церкви в Греции. Закон этот действует и ныне и отличается некото­рою двойственностью. Высшее управление возложено на «священный синод церкви эллинской», состоящий из пяти членов во главе с митрополитом афинским. Но фактически синод, не говоря уже о де­лах внешних, даже и во внутренних не имеет полной самостоятельности, т. к. каждое его постановление должно быть под­писано королевским епитропом – без подписи которого постановление считается недействительным. Таким образом рас­порядителем является не синод, а ми­нистр церковных дел. Подчиненность церкви государству наблюдается почти во всех церковных законах Греции. Епи­скопы утверждаются королем и должны приносить присягу на верность конститу­ции; даже в пастырской своей деятельно­сти они ограничены со стороны светской власти. Законом 1852 г. Греция была разде­лена на 24 епархии, из коих афинская возведена на степень митрополии. После присоединения к Греции островов Ионийских, Фессалии и части Эпира, число епар­хий увеличилось и в 1900 г. королевство вновь было разделено на епархии, число коих установлено 32. Границы их совпа­ли с делением гражданских округов. Церковная реформа коснулась и монасты­рей. Правительство постановило закрыть все пустые и имеющие не более 6 мона­хов монастыри, имущество их конфис­ковать в народное казначейство, а мо­нахов переселить в другие монастыри. Духовное просвещение в стране оста­вляет желать многого. Первая богослов­ская школа открыта на о. Паросе при мо­настыре в 1830 г.; в 1837 г. при афин­ском университете открыт богословский факультет; в 1843 г. открыта Ризарьевская духовн. семинария в Афинах. Кро­ме школ, делу религиозно-нравственного просвещения посвятили себя различные ре­лигиозные общества или братства. В XIX веке вскоре после освобождения страны, большую смуту в умы православных внесли католики и протестанты, влиявшие через открытые ими школы и местные еретики, фанатики и либералы, отрица­тельно относившиеся к учению православн. церкви. Бдительностью синода влиянию их своевременно было оказано противодей­ствие. Современное положение греческой церкви, судя по отзывам греческих иерар­хов, настоятельно требует реформы.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle