Греческая
Греческая церковь. Под этим названием известна церковь греческого королевства, которая до 1821 г. входила в состав Константинопольского патриархата. Затем в 1821 г., когда в Греции вспыхнуло восстание против турецкого ига, духовенство порвало всякие сношения с патриархией, занятое борьбой за национальную свободу, хотя и не отвергало своей зависимости от патриарха. В правление графа Каподистрии (1827 г.) хотя и была избрана епитропия из пяти епископов для упорядочения церковного вопроса, но за смертью Каподистрии деятельность епитропии была подорвана в самом начале. Лишь в 1833 г., когда престол Греции занял Фридрих Оттон Баварский, регентство, учрежденное за его несовершеннолетием, для решения церковных дел образовало комиссию из семи членов во главе с министром. Комиссия составила проект, по которому Греческая церковь, считаясь под главенством короля, становилась совершенно независимой от патриарха. Собор из 22-х епископов проект этот принял. Но как следствие того, что в основу этого проекта были заложены протестантские начала, и большую долю власти взяла себе светская власть, то местному священ. синоду сразу же стала ясна его полная зависимость от светской власти и он начинает возбуждать перед правительством ходатайство о пересмотре некоторых параграфов канонизма в духе соборного определения. Правительство отказало. Между тем и в обществе накоплялось недовольство тем, что независимость церкви от Константинопольского патриарха объявлена без согласия последнего, и что верховная власть над церковью, вопреки канонам, предоставлялась светской власти, т. е. королю. С переходом Греции, после революции 1843 г., к конституционному правлению, вопрос этот вновь был возбужден и началась переписка с константинопольским патриархом о признании Г. Ц. Собор, созванный патриархом в 1850 г., постановил считать Г. Ц. независимой и высшим ее правительством признавать постоянный синод, состоящий из архиереев, при чем если церковные дела будут требовать совместного рассмотрения к лучшему устроению православной церкви, то греческий свящ. синод относился бы к вселенскому патриарху. После признания патриархом независимости греческой церкви, в 1852 г. был издан закон об устройстве и управлении церкви в Греции. Закон этот действует и ныне и отличается некоторою двойственностью. Высшее управление возложено на «священный синод церкви эллинской», состоящий из пяти членов во главе с митрополитом афинским. Но фактически синод, не говоря уже о делах внешних, даже и во внутренних не имеет полной самостоятельности, т. к. каждое его постановление должно быть подписано королевским епитропом – без подписи которого постановление считается недействительным. Таким образом распорядителем является не синод, а министр церковных дел. Подчиненность церкви государству наблюдается почти во всех церковных законах Греции. Епископы утверждаются королем и должны приносить присягу на верность конституции; даже в пастырской своей деятельности они ограничены со стороны светской власти. Законом 1852 г. Греция была разделена на 24 епархии, из коих афинская возведена на степень митрополии. После присоединения к Греции островов Ионийских, Фессалии и части Эпира, число епархий увеличилось и в 1900 г. королевство вновь было разделено на епархии, число коих установлено 32. Границы их совпали с делением гражданских округов. Церковная реформа коснулась и монастырей. Правительство постановило закрыть все пустые и имеющие не более 6 монахов монастыри, имущество их конфисковать в народное казначейство, а монахов переселить в другие монастыри. Духовное просвещение в стране оставляет желать многого. Первая богословская школа открыта на о. Паросе при монастыре в 1830 г.; в 1837 г. при афинском университете открыт богословский факультет; в 1843 г. открыта Ризарьевская духовн. семинария в Афинах. Кроме школ, делу религиозно-нравственного просвещения посвятили себя различные религиозные общества или братства. В XIX веке вскоре после освобождения страны, большую смуту в умы православных внесли католики и протестанты, влиявшие через открытые ими школы и местные еретики, фанатики и либералы, отрицательно относившиеся к учению православн. церкви. Бдительностью синода влиянию их своевременно было оказано противодействие. Современное положение греческой церкви, судя по отзывам греческих иерархов, настоятельно требует реформы.