издательство П.П. Сойкина

Источник

Гус Иоанн или Ян

Гус Иоанн или Ян – вождь религиозно-­национального движения чешского народа, 1369–1415 г. Движение это явилось резуль­татом ужасной испорченности римской церкви в то время, когда на папском престоле было сразу несколько пап и антипап, позоривших церковь своей раз­нузданностью, пышной и зазорной жизнью, занимавшихся интригами при дворах и нисколько не заботившихся о пастве. Нрав­ственность всего духовенства чрезвычайно низко пала и благомыслящие люди стали взывать о необходимости преобразования всей западной церкви «во главе и членах». Особенное влияние на религиозное возрожде­ние чехов оказал руководитель англий­ской реформации Виклеф, действовавший на молодых чехов своими лекциями в Оксфордском универс., куда они приез­жали по окончании Пражского унив. для завершения образования. Ян Гус род. в 1369 г. в мест. Гусинец, в семье про­стых, но зажиточных родителей, кото­рые дали ему хорошее образование. В 1394 г., по окончании пражского унив. он получил степень бакалавра богословия, в 1396 г. – магистра свободных искусств, в 1401 г. он сделался деканом фило­софского факультета и проповедником в Вифлеемской часовне, в Праге, с правом проповеди на чешском яз. Своими проповедями он приобрел большую по­пулярность в городе и королева избрала его своим духовником, вследствие чего он получил влияние и при дворе. В начале Г. был в хороших отношениях с католическим духовенством, но под влиянием его резких проповедей против корыстолюбия священников духовенство стало относиться к нему враждебно и вскоре Г. был лишен должности пропо­ведника и архиеп. Збыньком была при­бита к дверям церкви грамота, в ко­торой он клеймил Г., как непокорного сына церкви и запрещал ему в своем округе исполнять священнические требы. Но эта мера не имела успеха и в 1409 г. Гус был избран ректором универс. Архиеп. Збынько, желая повредить Гусу, донес папе, что в Чехии и Моравии рас­пространились лжеучения Виклефа; папа назначил поместный собор, на который Гус сам принес около 200 своих со­чинений, надеясь лучше объяснить и за­явив, что если в них найдутся лжеучения, то он публично отречется от них; собор признал необходимым сжечь все книги. В 1414 г. назначен был в Кон­станце собор для улажения церковных настроений, и Гус был потребован для объяснений на суд этого собора. Гус предчувствовал, что идет на верную смерть; тем не менее, он отправился туда; по дороге его всюду встречал с радостью народ. Он получил королев­скую охранную грамоту и готовился к ответу перед собором, но враги его распустили слух, будто он пытается тайно убежать из Констанца, боясь кары за свою ересь. Его арестовали и посадили в мрачную тюрьму доминиканского мона­стыря. Против него предъявили на соборе обвинение в 19 пунктах, но защищаться не дали, заглушив криками. На следую­щем заседании обвинение было увеличено до 39 пунктов; ему предложили под при­сягою отказаться от своих заблуждений и опровергнуть их публично, но он гордо отказался. Наконец. 6 июля 1415 г. на Констанцском соборе ему был произне­сен окончательный приговор, по кото­рому он, как упорный еретик, лишен сана и передан в светские руки для сожжения, сочинения его предавались также сожжению; против этой части приговора Гус особенно протестовал, настаивая, чтобы они исправили их на основании Писания, а не сжигали. Затем в этом же заседании ему еще раз предложили отречься от своих убеждений и когда он отказался, с него сняли священнические ризы. В тот же день он был казнен; обложенный до подбородка дровами, зады­хаясь от дыма и корчась от боли и мук, Гус все время громко молился. (Сло­жилось предание, будто будучи уже на костре, он громко крикнул: «Вы теперь жарите Гуся (по-чешски гуса-гуся), но после него явится лебедь (герб Лютера), которого вам уже не удастся сжарить»). Рассказывают, будто одна бедная старуха захотела получить награду от Бога и принесла от своего скудного добра вязанку дров и с благоговением подложила ее под ноги Гуса, который, увидя ее усердие, воскликнул: «о sancta simplicitas – о, свя­тая простота!» Его одежды бросили в ко­стер, а пепел в Рейн, дабы чехи не сделали его предметом поклонения. Не удовлетворившись одним Гусом, этот злополучный собор сжег также на костре благородного сподвижника Гуса, Иеронима Пражского. Оба они, особенно Гус, победо­носно отражали взведеные на них обвине­ния, геройски погибли мученическою смертью на костре за истину и больше, чем ка­кой бы то ни было из западных муче­ников за веру, они достойны кано­низации. Сущность взглядов Гуса сводится к следующему. Он требовал свобод­ного церковно-религиозного самоопределе­ния, главным источником христ. веро­учения считал Св. Писание, но не отри­цал и Св. Предания, не признавал папу главой вселенской церкви, считая тако­вым только Христа и говоря, что двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище, что папе надо повиноваться, если он следует закону Христову; он держался также учения о пресуществлении и в учении об оправдании и в отношении призывания святых, стоя на почве древней церкви и собор не мог доказать ни со-временникам, ни потомкам, что Гус был ересиархом. Замечателен его «Трак­тат о церкви».


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle