Гус Иоанн или Ян
Гус Иоанн или Ян – вождь религиозно-национального движения чешского народа, 1369–1415 г. Движение это явилось результатом ужасной испорченности римской церкви в то время, когда на папском престоле было сразу несколько пап и антипап, позоривших церковь своей разнузданностью, пышной и зазорной жизнью, занимавшихся интригами при дворах и нисколько не заботившихся о пастве. Нравственность всего духовенства чрезвычайно низко пала и благомыслящие люди стали взывать о необходимости преобразования всей западной церкви «во главе и членах». Особенное влияние на религиозное возрождение чехов оказал руководитель английской реформации Виклеф, действовавший на молодых чехов своими лекциями в Оксфордском универс., куда они приезжали по окончании Пражского унив. для завершения образования. Ян Гус род. в 1369 г. в мест. Гусинец, в семье простых, но зажиточных родителей, которые дали ему хорошее образование. В 1394 г., по окончании пражского унив. он получил степень бакалавра богословия, в 1396 г. – магистра свободных искусств, в 1401 г. он сделался деканом философского факультета и проповедником в Вифлеемской часовне, в Праге, с правом проповеди на чешском яз. Своими проповедями он приобрел большую популярность в городе и королева избрала его своим духовником, вследствие чего он получил влияние и при дворе. В начале Г. был в хороших отношениях с католическим духовенством, но под влиянием его резких проповедей против корыстолюбия священников духовенство стало относиться к нему враждебно и вскоре Г. был лишен должности проповедника и архиеп. Збыньком была прибита к дверям церкви грамота, в которой он клеймил Г., как непокорного сына церкви и запрещал ему в своем округе исполнять священнические требы. Но эта мера не имела успеха и в 1409 г. Гус был избран ректором универс. Архиеп. Збынько, желая повредить Гусу, донес папе, что в Чехии и Моравии распространились лжеучения Виклефа; папа назначил поместный собор, на который Гус сам принес около 200 своих сочинений, надеясь лучше объяснить и заявив, что если в них найдутся лжеучения, то он публично отречется от них; собор признал необходимым сжечь все книги. В 1414 г. назначен был в Констанце собор для улажения церковных настроений, и Гус был потребован для объяснений на суд этого собора. Гус предчувствовал, что идет на верную смерть; тем не менее, он отправился туда; по дороге его всюду встречал с радостью народ. Он получил королевскую охранную грамоту и готовился к ответу перед собором, но враги его распустили слух, будто он пытается тайно убежать из Констанца, боясь кары за свою ересь. Его арестовали и посадили в мрачную тюрьму доминиканского монастыря. Против него предъявили на соборе обвинение в 19 пунктах, но защищаться не дали, заглушив криками. На следующем заседании обвинение было увеличено до 39 пунктов; ему предложили под присягою отказаться от своих заблуждений и опровергнуть их публично, но он гордо отказался. Наконец. 6 июля 1415 г. на Констанцском соборе ему был произнесен окончательный приговор, по которому он, как упорный еретик, лишен сана и передан в светские руки для сожжения, сочинения его предавались также сожжению; против этой части приговора Гус особенно протестовал, настаивая, чтобы они исправили их на основании Писания, а не сжигали. Затем в этом же заседании ему еще раз предложили отречься от своих убеждений и когда он отказался, с него сняли священнические ризы. В тот же день он был казнен; обложенный до подбородка дровами, задыхаясь от дыма и корчась от боли и мук, Гус все время громко молился. (Сложилось предание, будто будучи уже на костре, он громко крикнул: «Вы теперь жарите Гуся (по-чешски гуса-гуся), но после него явится лебедь (герб Лютера), которого вам уже не удастся сжарить»). Рассказывают, будто одна бедная старуха захотела получить награду от Бога и принесла от своего скудного добра вязанку дров и с благоговением подложила ее под ноги Гуса, который, увидя ее усердие, воскликнул: «о sancta simplicitas – о, святая простота!» Его одежды бросили в костер, а пепел в Рейн, дабы чехи не сделали его предметом поклонения. Не удовлетворившись одним Гусом, этот злополучный собор сжег также на костре благородного сподвижника Гуса, Иеронима Пражского. Оба они, особенно Гус, победоносно отражали взведеные на них обвинения, геройски погибли мученическою смертью на костре за истину и больше, чем какой бы то ни было из западных мучеников за веру, они достойны канонизации. Сущность взглядов Гуса сводится к следующему. Он требовал свободного церковно-религиозного самоопределения, главным источником христ. вероучения считал Св. Писание, но не отрицал и Св. Предания, не признавал папу главой вселенской церкви, считая таковым только Христа и говоря, что двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище, что папе надо повиноваться, если он следует закону Христову; он держался также учения о пресуществлении и в учении об оправдании и в отношении призывания святых, стоя на почве древней церкви и собор не мог доказать ни со-временникам, ни потомкам, что Гус был ересиархом. Замечателен его «Трактат о церкви».