Димитрий
Димитрий св. митрополит ростовский, род. в 1651 г. в Малороссии, в г. Макарове. Образование Д. получил в киевской братской школе, а в 1668 г., следуя своей наклонности к созерцательной тихой жизни, принял монашество в Кирилловском монастыре; в 1669 г. его посвятили во иеродиаконы, а в 1675 г., вызванный в Чернигов, посвящен в иеромонаха и назначен проповедником при кафедральном Усп. соборе. Слава его, как проповедника, быстро распространилась и его стали приглашать с этой целью мирские и духовные власти к себе. Таким образом он объездил всю Малороссию, Великороссию и познакомился с нравами и обычаями ее, побывал в Литве, познакомившись с польской жизнью, с рим.– католичеством. В борьбе между Москвою и Малороссиею Д. принял сторону первой, чем обратил на себя внимание дух. власти. В 1681 г. был игуменом Максановского мон., а через год переведен в том же сане в Батурин. мон., но в 1683 г. переселился в Киево-Печерскую лавру, привлекшую его своей прекрасной научной библиотекой, и начал с 1684 г. свой многолетний труд – составление Четьих-Миней. В 1692 г. работа его была прервана: его снова назначили в игумены Батур. мон., позднее переводился в Глуховский, Кирилловский и наконец в сане архимандрита в Елецкий мон. в Чернигове. В 1700 г. его, было, назначили митрополитом тобольским, но Д. отказался, мотивируя это слабым здоровьем и желанием закончить свой труд, тогда он был назначен митрополитом Ростовским, и к его литературной деятельности присоединилась и административная, которую он исполнял с большой заботой и тактом. Главным его делом было радение о просвещении не только духовенства, но и детей их, с каковой целью заставлял посещать их дух. школы, привлекая всячески и прекрасной постановкой преподавания и разумными, культурными способами просвещения, как напр., произнесение проповедей, речей, разыгрывание театральных пьес и диалогов. Умер Д. в 1709 г.; в 1752 г. были найдены нетленными мощи его, а русская церковь, причислив его к лику святых, празднует пам. его 21 сентября. Из трудов митрополита Д. замечательны, во-первых, Четьи-Минеи, над которыми он работал всю свою жизнь, имея источники не только русские, но много латин. и гр., как напр. «Acta sanctorùm» Болландистов и мн. др. Вторым капитальным трудом является «Летопись келейная», представляющая связное изложение событий библейской истории, с нравственно-поучительной целью. В бытность свою митрополитом в Ростове, Д. часто объезжал свою епархию и встречался здесь с раскольниками, которых он хотел обратить в православную веру; с этой целью и написал третий большой труд: «Розыск о раскольнической брынской вере». Из других трудов его: «Руно орошенное, или сказание о чудесах черниговской Ильинской иконы Богоматери»; «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце»; «Диарии», т. е. дневные записки; «Каталог росс. митрополитов»; «Краткий мартиролог, остановленный на одном сентябре»; краткие наставления, молитвы, послания пастырские, дух. песнопения, размышления о страданиях Христовых и т. п. Особенное значение имели еще проповеди Д., в которых сквозит одна тема: «любовь выше всего» и одно желание: сделать людей лучше, добрее. Особенно замечателен св. Димитрий, как борец с расколом. Его «Розыск о раскольнической брынской вере», изданный впервые после его смерти в 1745 г., состоит из трех частей: в первой доказывается, что «вера раскольников не права», во второй, что «учение их душевредно» и в третьей – что «дела их не богоугодны». Вследствие такого деления становятся ясными: причины появления раскола, различные его разветвления, главные пункты учения, с разбором оснований последнего, а также нравственная и бытовая жизнь раскольников, а некоторые главы этого труда могли бы быть направлены собственно против сектантов мистического и рационалистического характера – против хлыстов и позднейших молокан, но никак не против раскольников-старообрядцев. Но митрополит Д. не ограничился в борьбе с раскольниками одним «Розыском», известны его проповеди по этому вопросу, так как он понимал значение слова Божия как орудия борьбы. Из этих проповедей известны: «Слово о вере и о четвероконечном кресте», «Слово на воздвижение честнаго и животворящаго креста», «Слово к препростому народу»; все они отличаются простым удопонятным для народа яз., и направлены на росколоучителей, которые совращают своими учениями простодушный и доверчивый народ, и хулят церковь, ее таинства и обряды. Как современник Петра I, Д. был его истинным сподвижником и помощником, приняв также участие в его постановлениях об усах и бороде, написав с этой целью трактат под заглавием: «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце».