издательство П.П. Сойкина

Источник

Дуализм

Дуализм, т. е. двуначалие, применяется в тех случаях, где при объяснении какого-нибудь явления необходимо признать существование двух противоположных принципов. Особенное развитие дуализм получил в религии и философии. 1) Рели­гиозный дуализм. Рядом с добром в мире издавна существует зло. Горе, стра­дания, болезнь и обиды чередуются в жизни человека с радостью, счастьем и довольством. Зло и добро не могут быть волеизъявлениями Одного Существа, отсюда, по мнению дуалистов, является необходи­мость в признании двух Высших Су­ществ, из которых одно творит только добро, другое лишь – зло. В религии Зороастра такие два существа – Ормузд (благой) и Ариман (злой). Принцип дуализма сохранился также в древней системе сиро­халдейского гностицизма (I–II веке по Р. X.) и в манихействе (по имени осно­вателя этой секты Мани – III в.). Основа­тель этой секты даже полагал за влады­кой тьмы – сатаной стремление уничтожить свет и т. о. весь мир обратить в свое царство. Слабая сторона религиозного д. состоит в разграничении понятий «добро» и «зло» и в признании двух разных и несходных путей их направления. Между тем, если под понятиями «добро» и «зло» подразумевать те результаты, которые полу­чаются, то часто зло может оказаться добром, т. е. дать благие результаты. Если разорение и нищета научат жестокого че­ловека сердечности, то это благо. Точно также благом могут оказаться для че­ловека горе и страдания. Следовательно, ошибка дуализма не только в том, что он строго разделяет эти два понятия, но и в том, что он придает субъективной оценке человеком этих понятий значе­ние абсолютной непогрешимости. Дуализм противоречит христианскому представле­нию о Творце и Промыслителе мира («У нас един Бог Отец»)...

    2) Философский д. Если религиозный д. строго различает два источника происхо­ждения добра и зла, то философский д. точно также строго разграничивает бытие двух субстанций – материи и духа и не признает между ними никаких точек соприкосно­вения. Основатель философского д. – Декарт. Однако, несмотря на коренное различие в понятиях – дух и материя, совпадение или соединение их возможно в том смысле, что одно дополняет другое и дает целое. Философский д. противоречит и христиан­ству, которое учит о воскресении тел, т. е. о том, что духовные силы человека проявятся при помощи физических сил.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle