Дуализм
Дуализм, т. е. двуначалие, применяется в тех случаях, где при объяснении какого-нибудь явления необходимо признать существование двух противоположных принципов. Особенное развитие дуализм получил в религии и философии. 1) Религиозный дуализм. Рядом с добром в мире издавна существует зло. Горе, страдания, болезнь и обиды чередуются в жизни человека с радостью, счастьем и довольством. Зло и добро не могут быть волеизъявлениями Одного Существа, отсюда, по мнению дуалистов, является необходимость в признании двух Высших Существ, из которых одно творит только добро, другое лишь – зло. В религии Зороастра такие два существа – Ормузд (благой) и Ариман (злой). Принцип дуализма сохранился также в древней системе сирохалдейского гностицизма (I–II веке по Р. X.) и в манихействе (по имени основателя этой секты Мани – III в.). Основатель этой секты даже полагал за владыкой тьмы – сатаной стремление уничтожить свет и т. о. весь мир обратить в свое царство. Слабая сторона религиозного д. состоит в разграничении понятий «добро» и «зло» и в признании двух разных и несходных путей их направления. Между тем, если под понятиями «добро» и «зло» подразумевать те результаты, которые получаются, то часто зло может оказаться добром, т. е. дать благие результаты. Если разорение и нищета научат жестокого человека сердечности, то это благо. Точно также благом могут оказаться для человека горе и страдания. Следовательно, ошибка дуализма не только в том, что он строго разделяет эти два понятия, но и в том, что он придает субъективной оценке человеком этих понятий значение абсолютной непогрешимости. Дуализм противоречит христианскому представлению о Творце и Промыслителе мира («У нас един Бог Отец»)...
2) Философский д. Если религиозный д. строго различает два источника происхождения добра и зла, то философский д. точно также строго разграничивает бытие двух субстанций – материи и духа и не признает между ними никаких точек соприкосновения. Основатель философского д. – Декарт. Однако, несмотря на коренное различие в понятиях – дух и материя, совпадение или соединение их возможно в том смысле, что одно дополняет другое и дает целое. Философский д. противоречит и христианству, которое учит о воскресении тел, т. е. о том, что духовные силы человека проявятся при помощи физических сил.