издательство П.П. Сойкина

Источник

Иафет

Иафет (по-еврейски «распространённый», «расширенный») – один из сыновей патриарха Ноя. За то, что вместе с Симом, не смеялся, подобно Хаму, над наготой отца, упившегося виноградным соком, а прикрыл его наготу, получил от Ноя такое благословение: «Да распространит Бог Иафета и да веселится он в шатрах Симовых. Ханаан же (потомство Хама) будет рабом ему» (Быт. 9, 18 – 27). «Да распространит Бог Иафета...» В 1 – 5 стихах 10 главы книги Бытия мы встречаем перечисление народов, произошедших от Иафета, от сыновей его (Гомера, Магога, Мадая, Иавана, Елисы, Тубала (иначе Фувала), Тираса). От Гомера произошли кельты (киммерийцы древности и кимры римских времён). Кельты или киммерийцы в древности жили по берегам Чёрного и Азовского морей (Крым по-арабски «Кирим» образовалось от «Кимир»). Впоследствии киммерийцы, уступая нашествию скифов, тронулись на северо-запад и заняли северные острова и полуострова Европы. (Нынешний английский город Валлиса носит название Кумбериджа, т. е. страны киммериан). От Магога произошли скифы (мнение Иосифа Флавия, блаженного Иеронима и др.). От Мадая – мидяне (название мидян по имени Мадай имеется в надписях ассирийских царей, восходящих к VII веку до Р. Х.). От Иавана (Явана) – ионяне, народ греческого племени. (Под именем Яван или Явнан ионяне встречаются в актах ассирийских царей). От Елисы – эолане, жившие по островам Архипелага, расселившиеся со временем в Малую Азию и Африку – африканский город Карфаген назывался прежде Елиса (это мнение о потомках Елисы встречаем у пророка Иезекииля, у Иосифа Флавия и некоторых учёных). От Тубала – тиберийцы или ивры, жившие по соседству с Арменией по берегам Чёрного моря (между Трапезундом и Халиберном (Геродот, 3, 94; 7, 78. Ксенофонт, Anabasis. Winer.) Имя «Тубал» встречается также в надписях ассирийских царей. От Тираса (иначе Фирас), по мнению одних – фракияне, жившие к северу от Мраморного моря и Эгейского архипелага, по мнению других – тирсяне (иначе этруски), жившие между Грецией и Малой Азией; их нередко приравнивают к итальянским турренам, Геродот причислял их к пелазгам. От сыновей Гомера – Гифата и Фогармы – по мнению учёных, произошли: от первого – славяне, от второго – армяне. От сыновей Иавана: Тарсиса, Киттима и Доданима. От имени Тарсис произошло название знаменитого в древности финикийского порта Тарсис или Татрес, расположенного при устье Гвадалкивира; некоторые учёные владения потомков Тарсиса распространяют на всю Испанию. Потомки Киттима населяли колонии на островах Крите, Кипре и ближайших прибрежных странах; некоторые учёные сюда же относят и Македонию, на что есть намёк в первой книге Маккавеев. По мнению исследователей, слово Доданим нужно читать «Роданим», как оно встречается во многих древних переводах, и, в таком случае, его нужно относить к населению острова Родоса. «… И да веселится в шатрах Симовых»: под этим нужно понимать завоевания иафетитов политические в пределах владений семитов и религиозно-нравственные, т. е. наследование иафетитами у семитов (евреев) закона веры и жизни и обетований, – сначала через проповеди Христа и Апостолов и, затем, преемников их: пастырей-учителей Церкви и миссионеров христианских. «… Ханаан же будет рабом ему»: здесь разумеются политические завоевания  и господство иафетитов в области владений хамитов, религиозно-культурное подчинение хамитов иафетитам и продолжительное телесное порабощение вторыми первых, т. е. чёрная раса была порабощена белой.

Имя Иафет встречается в преданиях древности у греков, индийцев и у армян.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle