издательство П.П. Сойкина

Источник

Иезуиты и иезуитская мораль

Иезуиты и иезуитская мораль. Как уже выше было указано, одними из главных факторов успеха иезуитов послужили те своеобразные нравственные законы, которыми руководствовались в своей деятельности иезуиты, и проповеди, которым они посвящали свои силы. Всё стремление иезуитских моралистов было направлено не к ограждению верующего против нарушения нравственных законов, а, скорее, к оправданию и извинению этих нарушений. Так, например, первейшая заповедь христианства любить Господа Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением иезуитами толкуется довольно своеобразно: человек не обязан любить Бога ни в начале, ни в конце своей духовной жизни, вместо этой любви достаточны «таинства, индульгенции и чудотворные чётки»… На первый план у них выдвигается любовь человека к себе «в отношении к духовным благам», обязанности его по отношению к другим постольку лишь признаются, поскольку они не нарушают его интересов. Вообще они на первый план, в ущерб душевным обязанностям, выдвигают (что, конечно, легче для человека) обязанности чисто внешние. В случае же, если и при этих условиях человек согрешит, то и тут к нему на помощь руководства их:

учение о правдоподобном мнении – в случае, если человек находит какое-либо авторитетное мнение о негреховности того или иного деяния, то он смело может совершить это деяние и оно не считается грехом, хотя бы мнения остальных, и может более авторитетных лиц, противоречили первому;

учение о грехе: в этом учении между грехами проводится различие – между ними есть, так называемые, просветительные, которые не ставятся в вину, совершившему их, и он не обязан сообщать их своему духовнику; в случае же, если таких грехов наберётся много, то согрешивший должен поскорбеть в душе своей об одном из них и довольно. К области грехов «просветительных» относится область, где объектом греха является сам согрешивший, а также и та, где ущерб постороннего невелик; грехи, совершённые по неведению, или несознательности, или невольности не считаются грехом;

условное согласие на что-либо. Все греховные помышления не считаются грехом, коль скоро человек, помышляя о них, делает оговорку: «Если бы это не было грешно...» (например: «Я убил бы этого человека, если бы Бог мне это позволил» – это, по учению иезуитов, не будет грехом); не менее важное значение имеет и разрешение употреблять выражения, имеющие не одно значение, чем, конечно в дурных целях, весьма широко можно пользоваться, сознательно употребляя их, и тем обманывая доверившихся вам, что, однако же, не будет грехом, ибо эти выражения допускают и другое значение, следовательно, виновным является только тот, кто, выслушивая их, придаёт им значение неверное (отсюда широкое применение этих выражений в суде в целях сокрытия истины);

учение «о взаимоотношении целей и средств» зиждется на том, что всякая благая цель освящает и оправдывает те средства, которыми она достигнута; с этой точки зрения убийство с целью завладения капиталом жертвы, который даст потом возможность творить дела милосердия, не будет грехом.

Не довольствуясь всеми этими облегчениями, иезуиты придумали ещё и специальные льготы тем или иным нужным лицам, что, конечно, привлекало к ним массу людей, которые, увлекаясь греховной жизнью, искали в учении иезуитов оправдание себе, а получив оное, становились всецело слугами ордена.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle