издательство П.П. Сойкина

Источник

Иероним

Иероним, Евсевий, Софроний, блаженный – знаменитый учитель и столп западной церкви. Родился Иероним в 342 году в Стридоне на границе Далмации и Панонии. Его родители, благочестивые благородные христиане, постарались дать сыну прекрасное образование. Образование он получил в Риме под руководством лучших учителей того времени. Легкомысленные нравы, царившие в Риме, увлекли юношу, но прекрасные нравственные устои, полученные в семье, помогли ему одержать верх над соблазнами и уже в 360 году он увлёкся аскетизмом. Вместе с друзьями он отправился с научными целями в путешествие, после которого поселился в Аквилее и устроил общину отшельников. К этому же времени приурочиваются его первые литературные труды. Здесь же он познакомился с сочинениями Тертулиана и Киприана, что ещё более утвердило его в аскетическом образе мыслей. В 370 году он снова с друзьями своими отправился на поклонение Гробу Господню и святым местам. Собственная болезнь и смерть двоих друзей остановили Иеронима в Антиохии. Он, под влиянием старца Евагрия, переселяется в Халкидскую пустыню, и здесь, в этом центре сирийского подвижничества, проводит пять лет строгой подвижнической жизни и беспрерывных учёных занятий. Здесь же он изучил еврейский язык. Волнения среди халкидских монахов заставили Иеронима покинуть пустыню и переселиться в Антиохию, где он православным епископом был посвящён в пресвитеры. Занимаясь научными трудами, Иероним для пополнения знаний совершил из Антиохии поездку в Константинополь, где в то время подвизались знаменитейшие христианские богословы Григорий Богослов и Григорий Нисский. Знакомство с этими богословами, почитателями Оригена, отразилось на всей последующей деятельности Иеронима. С этих пор он становится горячим почитателем Оригена и распространителем его взглядов. Из Константинополя Иероним был вызван папой Дамасом в Рим, где проходил собор об антиохийском метелианском расколе. Иероним, как хорошо знакомый с обстоятельствами этого раскола, занял обязанности секретаря собора и принимал ближайшее участие в составлении вероопределения собора (381 г.). После собора Иероним, оставшись в Риме в качестве секретаря папы, посвятил себя исключительно богословско-литературным наукам. Его собственные и переводные сочинения и полемические статьи, направленные в защиту веры против ереси, приобрели ему громкую известность, но они же и личная его аскетическая жизнь возбудили против него римское общество, привыкшее к легкомысленным нравам. По смерти папы Дамаса, он принуждён был оставить Рим и удалиться в Палестину. Посетив святые места, Иероним, вместе с друзьями своими, основал в Вифлееме монастырь, в котором и протекли его последние 33 года жизни. Это время было наиболее плодотворно для его обширной учёной деятельности. Здесь мирное житие Иеронима прерывалось лишь тревожными событиями тогдашней истории и местными раздорами и ересями. Среди самой горячей работы Иероним скончался в основанном им монастыре, в 420 году, на 91-м году от рождения. Известность и почитание Иеронима, которыми он пользуется и сейчас, зиждутся, главным образом, на его учёных трудах. Эти труды его носят отвлечённый научный характер, а на практические, современные ему вопросы он писал немного – несколько произведений против Гельвидия, Вигиманция и Иовиниана, против пелагиан, по поводу антиохийского раскола, обсуждавшегося на соборе, и несколько писем о монтанистах, новоцианах и хилиастах. Самую же важную часть литературной деятельности Иеронима составляют его библиологические и исторические труды и в этом его громадная заслуга в истории христианского просвещения. Он составил объяснения библейских событий, исправил Псалтырь. Новый Завет, исправленный им, и до сего времени входит в состав Библии, принятой западной церковью. Есть у него прекрасный перевод всего Ветхого Завета, известный теперь под именем «Вульгаты», принятый также западной церковью и по красоте и точности выражений не имеющий себе равного. Наиболее полно нравственно-аскетическое направление Иеронима сказалось в его письмах, которых сохранилось около 120-ти. Это высокоучительные произведения; некоторые из них ярко изображают нравы современной ему жизни. Кроме этих работ у Иеронима есть ещё масса переводных, целый ряд гомилий, толкований на пророков и др. Во всех сочинениях Иеронима отразилось несколько учение Оригена, как следствие увлечения последним. Представляя собой такую крупную величину как историк и библиолог, плодовитейший писатель Иероним в догматическом отношении не внёс, однако же, ничего нового. Все взгляды его в этом случае заимствованы и его отнюдь нельзя ставить в один ряд, как это делает западная церковь, с такими столпами богословия, как Василий Великий, Августин, Афанасий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle