издательство П.П. Сойкина

Источник

Болгария

Болгария – славянское царство на Балканском полуострове, получившее независимость после русско-турецкой войны 1877 – 78 года. Близкое соседство Б. с Византией и постоянные походы болгарских князей на греков, при чем захватывалось много пленных, способствовали раннему распространена христианства. Несмотря на гонения против христиан, христианство все распространялось, и уже в IX веке (около 864 года) крестился князь болгарский Борис, побудивший также креститься и других своих подданных, причем сопротивлявшиеся бояре были наказаны, и вся страна стала христианской. В церковном отношении болгарская церковь была подчинена власти константинопольского патриарха, которым был прислан полунезависимый архиепископ (Иосиф). С усилением болгарского царства при сыне Бориса Симеоне, болгарский архиепископ был возвышен в степень патриархa, Болгарская Охридская кафедра (впоследствии архиепископская), оставалась автокефальной до 1767 года, несмотря на падение болгарского царства в 1019 году от руки византийского императора Василия Болгаробойцы. В турецкое время, благодаря финансовым затруднениям архиепископии, она была присоединена к константинопольскому патриархaтy на правах митрополии преспанской. Но с развитием национального самосознания пробудилось снова у болгар стремление иметь автокефальную церковь. Это обнаружилось уже после адрианопольского мира в том недовольстве греческим духовенством, которое неоднократно высказывалось болгарами. После крымской войны между патриархом и представителями болгарского народа завязались переговоры о признании самостоятельности болгарской церкви. Однако, патриарх отказался удовлетворить эти требования, в результате чего в народе развилось страшное недовольство патриаршим престолом, и появились случаи отпадения в унию. Был даже поставлен в сан униатского архиепископа для Болгарии архим. Иосиф Сокольский, скоро, однако, раскаявшийся в своем переходе. По вступлении на патриарший константинопольский престол патр. Григория VI и среди греков появилось примирительное течение. С другой стороны, турецкое правительство, желая поддержать раздор между двумя христианскими народностями, учредило независимый болгарский экзархат, причем управление им поручалось старейшему болгарскому, митрополиту, с титулом , экзарха, и синоду, находящемуся под председательством его. Избрание экзарха должно было совершаться с согласия султана. По делам, касающимся православного вероисповедания и требующим совместного обсуждения, болгарский синод должен был обращаться к вселенскому патриархy (Султанский фирман от 27 февр. 1870 г.). Однако, на поместном Константинопольском соборе 1872 г. болгарский экзархат не получил признания со стороны греческой церкви, что еще более прежнего раздражило болгар и повело к отделению их от вселенского патриархата в делах церковно-административных. В настоящее время высшей духовной властью экзархата является св. синод, состоящий из четырех членов и экзарха – председателя. Под непосредственным ведением св. синода находятся все архиереи экзархата, от него получают рукоположение, его поминают во время церковных служб и относятся к нему по всем церковным делам. Каждой епархией управляют избираемые митрополиты с помощью епархиального совета, состоящего из председателя и четырех избираемых членов – священников. В ведении митрополитов состоят apxиерейские наместники в разных городах.

Болдин Троицкий

Болдин Троицкий мужской монастырь в Дорогобужском уезде Смоленской губ. Основан препод. Герасимом, Болдинским чудотворцем, в 1522 г. За свое долголетнее существование потерпел много бедствий и некоторое время был в руках иезуитов. Храмов в монастыре три; в соборном почивают мощи преп. Герасима и останки затворника Аркадия. В монастыре кроме того находится Казанская икона Божией Матери, очень древнего письма.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle