издательство П.П. Сойкина

Источник

Каждение

Каждение – обряд ветхозаветной церкви, перешедший из нее и в церковь христианскую. Судя по 4-му апостольскому правилу, каждение или воскурение фимиама существовало уже при апостолах и вероятно входило в состав богослужения (Апокал. – 8, 3). Определенные указания об употреблении фимиама при богослужении относятся к IV в. В позднейшее затем время в уставах указываются время и способ каждения на различных службах. Так, по уставу Афанасия афонского в начале пасхальной утрени священник кадит алтарь, затем выходит из него и, пройдя северной стороной храма чрез придел 40 святых, останавливается у царских дверей и кадит находящуюся в притворе братию. Самый способ каждения состоял в том, что священник делал кадилом знак креста. Это же каждение совершалось и на обычной утрени. Кроме утрени, каждение совершалось на литургии, в начале ее – по окончании проскомидии. В русской церкви каждение совершалось на тех же вседневных службах, как и в греческой, отличие заключалось лишь в порядке каждения. По действующему в настоящее время Уставу различаются каждения всего храма, алтаря, престола и притвора (Типик. гл. 2, 9, 15 и 22). Затем, как литургическое действие, оно входит в состав крещения, елеосвящения, отпевания умерших и малого и великого водоосвящения.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle