издательство П.П. Сойкина

Источник

Каноны поместных соборов

Каноны поместных соборов – это постановления собрания епископов какой-нибудь митрополии, которые обыкновенно составлял два раза в год для обсуждения и решения админ., и судебн. текущихдел, которые стоят выше полномочий отдельного епископа. Но бывали также случаи собрания епископов нескольких митрополий. По праву, решения поместных соборов были обязательны для местности, епископами которой были постановлены, но фактически, в виду однообразного устройства церквей, поставления одной принимались и другими. Из поместных соборов, которых правила приняты как общеобязательные – известны 10; 1) Анкирский – в 314 г. 25 правил решающих вопросы об отречении многих христиан во время гонений Максимиана и их обратном принятии, и запрещающий (13 прав.) назначать пресвитеров и диаконов хорепископом. 2) Неокесарийский в 315 г. – 15 правил. Из них 1-е запрещает жениться после посвящения пресвитеру и диакону, 9-е запрещает совершать богослужение согрешившему телом пресвитеру, 8-е запрещает быть священником имеющему. жену, согрешившую в прелюбодеяния, 7-е запрещает участвовать пресвитеру в брачном пире второбрачного, 2-е грозит отлучением овдовевшей жене выйти за брата мужа первого. 3) Гангрский – около 340 г. С 21 прав., решал вопрос об ереси Евстафия. 4) Антиохийский – в 341 г., – издавший 25 правил церк. управления, а 11 и 12-е его пр. определяют отношение епископов к царю. 6) Лаодикийский в конце IV в. – изд. 60 правил. 57-е правило – не поставлять епископа в малых городах, а только периодевтов, 13-е говорит, что народ не может никого избирать на священ. должности, 52-е не разрешает браков и празднования дня рождения в св. Четыредесятницу. 10 и 31-е не разрешают браков с еретиками. 6) Сардикийский в 344 г., издавший 20 правил, которые определяют отношения епископов к царю и инстанции церковного суда, причем как бы устанавливают 2 инст. суда над епископом: местной собор епископов и римский епископ, который или поручает разбирательство дела и суд – собору епископов провинции (соседней осуждаемого) или посылает своих доверенных пресвитеров, 6-е запрещает назначает епископа в малый город, где довольно пресвитера, 11-е запрещает епископу оставлять свою паству больше, чем на 3 недели, 10-е говорит о назначении в епископа не раньше, чем назначаемый не будет чтецом, диаконом и пресвитером. 7) Карфагенский собор – 419 г., собравший постановления целого ряда Карфагенских соборов, начавшихся с 393 г. и продолжавшихся до 420 г. (последний был 419) числом 12, куда нужно еще прибавить соборы – 345, 348 и 349 – что составит всего пятнадцать соборов. Важнейшие постановления этих соборов следующие: а) Постановления о повременных соборах – которые могут быть или из епископов известной провинции во главе с примасом или собор епископов всех провинций Африки во главе с епископом ее столицы – Карфагена, причем как первые, так и вторые собираются ежегодно, причем, чтобы не утруждать епископов, каждая провинция выбирала по несколько представителей на общий собор – и такой собор из представителей и решал дела всей африканской церкви, но в 407 г. были отменены эти ежегодн. общие соборы с тем, чтобы возникающие вопросы решать каждой митрополии отдельно своим собором и только по призванию карфагенского епископа, для решения важных вопросов, касающихся всей африканской церкви, собираться на общий соб., в каков. вмешательство папы, не признавалось и собор считался последней инстанцией суда и управления в этих делах. б) Что диакон подлежит суду местного епископа и 3 соседних, выбранных самим обвиняемым, а священник – 6 выбр. и местн. епископ. в) В брачной жизни диаконов и священников требовалось от них воздержание от жен. г) Было такое постановление относительно имущества клириков: если они купят какие-нибудь угодия, «то да почитаются похитителями стяжаний Господних», если, конечно, не отдадут его церкви; но полученные имущества по наследству или др. образом находятся в их полном распоряжении. д) В них указаны те лица, которые не могут быть обвинителями и свидетелями против лиц духовных. е) Клирику запрещается предпочитать светский суд – духовному. ж) Духовенству считать своею, обязанностью защищать перед богатыми – бедных, и перед сильными – слабых. з) Когда клирик желал видеть по своим делам царя, то требовалось, чтобы он получил особую грамоту, и таковую иметь от римского епископа. и) Запрещалось продавать церковные имущества. 8) Константинопольский собор в 394 г. – постановивший, что судить епископа нельзя двоим, троим еп., а требуется решение епископов всеймитрополии. 9) Константинопольский в 861 г. состоявшийся, и составивший 17 правил; 1-е запрещает лицу называться владельцем монастыря и им распоряжаться, если оно пожертвовало на его постройку, 6-е говорит, что монахи не могут, не должны иметь своего имущества, и то, чем они владеют, все переходит к монастырю, 9-е указывает, каково должно быть отношение пастыря к пасомым-грешникам; избегать для их вразумления телесного наказания, а в 10-м определяется святотатство; как «присвоение себе всего посвященного Богу и богослужению»... 10) Константинопольский в 879 г. – издавший 3 правила, из коих 1-е гласит, что отлученные константинопольским патриархом, должны таковыми считаться и у епископа римского, который не может вводить для своей кафедры какого-нибудь преимущества.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle