Нищие
Нищие – класс людей, существовавший с древних времен, попечение о которых лежало на других. Особенно размножились Н. с распространением христианства, во имя чего они и просили. Несмотря на декреты импер. Юстиниана и Феодосия, желавших прекратить распространение Н., они находили себе защиту в лице греческих иерархов, которые считают милостыню богоугодным делом и окружают ее религиозным ореолом. Такой защитой пользовались Н. и у католиков, где в XIII в. образуются даже особые ордена «нищенских монахов», которых в XIX в. насчитывается до 25.000 человек, обходящихся римскому народу в 1.825.000 скуди. В России Н. были также сильно распространены в самых разнообразных видах, как напр., странствующие слепцы, большей частью слепые старцы, бандуристы или кобзари, которых можно и теперь встретить в Малороссии; в Великороссии такие Н. называются каликами перехожими; особый вид Н. в России составляют странники, паломники и бродяги, которые, отличаясь славянской непоседливостью, страстью к переходам с места на место, в умственном и нравственном отношениях стоят гораздо выше западных Н. этого рода; вследствие своей бывалости, неистощимых и интересных рассказов о том, где они бывали и что видали, Н. этого рода у нас в России приняты в каждом доме, считаются там'persona grata». Настоящие Н. – это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. п.; к ним примыкают Н. тунеядцы, иначе Н. – промышленники, которые представляют собой зрячих слепых, хромых, способных бегать, баб с завернутыми поленьями вместо грудных детей и т. п., эти последние, как у нас, так и в остальной Европе преследуются законом. Среди Н. на Руси существуют Н. – добровольцы, к которым относятся: монахи, живущие только подаянием, лица, раздавшие свое имущество бедным, с целью испытать тяжелую долю Н., нести крест смирение и терпение. Еще издавна в России милостыня налагалась церковью как эпитемия и сопровождала поминовение усопших в третины, девятины, полусорочины, сорочины и годовщины. Н. часто устраивали целые нищенские ватаги или особые нищенские цехи с собственной организацией. Во главе цеха, имевшего место в мест. Семежовке, Минской губ., Слуцкого у., стоял атаман или цейхмейстер из слепых, каковое право он приобрел тем, что до этого шесть лет был учеником, вносил на нищенскую свечу 60 коп. и сдавал экзамен в знании молитв, нищенских стихов и песен и нищенского яз.; при нем находились: ключник-казначей, сотские и десятские с определенными правами. В древней Руси существовала старецкая организация, ныне упраздненная, которая имела самоуправление, свой старецкий яз. и целыми ватагами ходила ко святым местам. В Олонецком крае Н. артели имеют другую организацию. Они состоят из всех Н., имеющих право на Нищенство, вследствие увечья, собираются в артели, и летом и зимой «именем Христа» собирают печеный хлеб, толокно, горох, сено, лен и т. д., которое делят между собою по паям. В древней Руси всякое сословие и учреждение имело своих Η., о которых заботилось; так, напр., были Н. монастырские, церковные, патриаршие, соборные, кладбищенские, дворцовые, дворовые, богаделенные, цеховые и другие Н.