Ориген
Ориген – знаменитый философ-богослов христианства, сын грека, Леомида, казненного при импер. Септимии Севере, род. в г. Александрии около 185года. Уже юношей О. преподавал в прославленной александрийской школе риторику и грамматику, где ему пришлось вести долгую и упорную борьбу с соблазном, представлявшимся от слушательниц алекс. школы. Ходят слухи, распространяемые Евсевием, что О. предавал себя самоизувечению. Между тем слава О., как ученого и преподавателя росла, и к нему обращались за советами. Он предпринял также, по приглашению, путешествия в Рим, Аравию, но в 216 г. он вынужден был бежать от гонений в Палестину и скрываться у епископов Александра и Феоктиста, вместе с которыми занимался проповедями и истолкованием св. Писание пред народом. Скоро он вернулся на родину и был приглашен импер. Юлией Маммеей наставить Антиохию на христианский путь. В 228 г. епископы Александр и Феоктист рукоположили его в пресвитеры, но александрийские соборы отлучили его от церкви и лишили сана в 231 г. Им последовали и другие египетские соборы. Ориген везде был осужден, и решился перебраться в Кессарию Палестинскую. Он приобрел много учеников, совершая путешествия по различным церковным делам в Афины, в Аравию, в г. Тир. Здесь во время гонений имп. Деция О. заключили в тюрьму, где он умер в 254 г. Всю жизнь он провел в постоянном, непрекращающемся труде, за что прозван адамантовым, жил бедно, аскетически и все заработки тратил на дела благотво-рительности. О. написал около 6000 книг или по нашему счету 9 томов in 4° и особенно прославился работой, называемой «гекзапла», т. е. список Ветхого Завета на 6 языках, поместив каждый на особом столбце: на еврейском, греческом, переводы Акилы, Симмаха, толковников и Феодотиона. Затем О. все подверг детальной критике. Эта работа погибла в 633 г. во время пожара в Кессарии. Кроме сего О. написал, толкование Псалтири, кн. пророка Иеремии, св. Матфея, ев. Иоанна, посл. ап. Павла и др. В апологетике О. известен трактатом против Цельса, а также многими письмами, переведенными на все языки. По учению. О. откровение И. X., заключающееся в св. Писании есть
источник всякого познания. Апостолы и церковь воплотили Слово Божие и разъясняют нам истинное вероучение, состоящее из 9 пунктов: 1) Бог Един, Он Творец мира и Отец И. Христа; 2) Христос единородный Сын Бога отца, воплотившийся в человеческое естество, не утратив Божественной сущности; 3) Дух св. равен Отцу и Сыну по достоинству и чести и един везде; 4) душа человека обладает своей ипостасью и по воскресении мертвых сделается нетленной; 5) душа обладает свободной волей лично разбирающейся в добре и зле; 5) зло воплощается в диаволе, который также существует, 7) мир ограничен и имеет определенное начало и конец от Бога, 8) св. Писание внушено св. Духом и посему заключает мистический, сокровенный смысл, 9) добро представляется существованием ангелов, служителей Бога. В общем христология О. тождественна с православным учением за исключением учения о «душе Христа», которая по О. была одной из человеческих душ сотворенных Богом и стремящейся единиться с Божественным Голосом. Физический мир противен этой душе, он есть ее падение, «выражение». Все имеет свою цель, а эта цель соединиться с Богом, реальность материи не самостоятельна. Таким образом О. дошел до признания души в животных, луне, звездах к т. п. В своей теории О. опирается на св. Писание, которое почитает боговдохновенным и допускающим аллегорическое, историческое, прямое и др. толкование. В нем есть своя душа, то есть нравственный идеальный смысл. Характерной чертой философии О. является стремление согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений. Христианство дополнило эл. и устранило некоторые противоречия в нем. Первое и второе у него переплетаются и потому О. нельзя считать христианским мыслителем в строгом значении этого слова. Заслуги его заключаются в изучении Библии и в защите христианства пред язычниками. Он повлиял на многих и имел много учеников, среди которых замечательны св. муч. Памфил, св. Григорий чудотворец, свв. Григорий Нисский и Назианзин. Противниками О. явились Феофил Александр., св. Епифаний кипрский, блаж. Иероним. По проискам имп. Юстиниана константиноп. собор 543 г. обвинил его в ереси, анафематствовал и постановил истребить сочинение. Спорным надо считать вопрос о подтверждении V вселенск. константиноп. собором обвинение О. и его учение в монофизитстве. Скорее всего О. не мог быть формальным еретиком в православии, что явствует уже из широкого влияния и распространения его учения у истинных ревнителей православия.
