издательство П.П. Сойкина

Источник

Покаяние

Покаяние – одно из семи христианских таинств, установленное I. Христом. Христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения. Сначала П. состояло только во внешних очистительных жертвах; позже пророки стали требовать при П. и внутренней перемены, в виде решения жить – лучше; в евангелии П. понимается уже, как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида Π.: 1) тайное, перед священником и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом. Для падших, т. е. во время гонения отрекшихся от Христа, а потом снова возвращавшихся в церковь, было определено 4 степени П.: плачущих, слушающих, припадающих и предстоящих. Плачущие стояли на коленях в притворе храма и просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии их в церковь; слушающие стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных; припадающие стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе слушающих, они припадали ниц, исповедовали свой грех и затем уходили из церкви; предстоящие стояли в церкви слева, впереди; они не могли причащаться св. Таин и делать приношения в церковь. Кроме «падших», публичному П. подвергались впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был очень продолжителен: по правилам Петра Александрийского для падших оно продолжалось 4 года, по правилам анкирского собора – 6 лет, по правилам 1-го вселенского собора – 20 лет. Иногда по просьбам гражданских властей срок П. сокращался, иногда сокращение происходило по усмотрению церкви. По суду церковному, публичному П. подвергались за святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление Величества и делание фальшивой монеты. Бывали случаи добровольного публичного П. как подвижничество и смирение, не по действительной виновности. С половины III в. в виду некоторых неудобств публичного П., в церквах был учрежден особый ,чин священника-духовника, выслушивавшего наедине подлежавшего публичному П. Около 400 г. это учреждение было отменено, а вскоре исчезло на Востоке и публичное П., на Западе – в VII веке. Вместо публичного П. стали рекомендоваться подвиги благочестия под руководством пресвитера. IV-й Латеранский собор, а затем и Тридентский собор постановили, чтобы к таинству П. непременно ежегодно приступали все пришедшие «в разумный возраст» под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. В православной церкви обыкновенно христианин приступает к П. в великом посту, а также в другие три поста – Рождественский, Успенский и Петров. Священник обязан хранить исповедь в тайне; за огласку исповедных грехов он лишается сана, кроме случаев, когда исповедующийся объявил о злом умысле против Государя и общественного порядка или умышленно произвел в народе соблазн, вредный церкви и обществу и исповедуясь, не изъявил намерения публично

раскаяться в обмане. В этих случаях священник обязан донести архиерею; подробности он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних; не имеет права пользоваться исповедью для личных целей, вымогательств и просьб. Плата за исповедь священнику запрещена и церковными и государственными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха и не иначе, как с разрешения архиерея.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle