издательство П.П. Сойкина

Источник

Поцелуй,

Поцелуй, целованье, лобызанье. И привета знаком древним евреям и римлянам. Иуда предал Спасителя лицемерно-дружеским П. В древнехристианской церкви П. был символом христианской любви и мира. Апостол Павел часто говорил о священном П., наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило братское лобзанье. Священнослужители включили П. в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении„ бракосочетании и пр. В восточной церкви священник давал П. причащающимся, как символ мира и знак отпущения грухов, до службы. В православной церкви есть обычай целовать руку архиерея и священнослужителя при благословении, а также взаимный П. свящ. служ. на литургии. Святое целование имело место при древнехристианских трапезах; П. обменивались прихожане при посещении церкви. Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания. Древним христианам известны и П. почитания. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, лобызавшей ноги Христа. Во многих странах принято целовать при присяге Крест или Распятие.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь («Богословская энциклопедия») содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Православной Церкви, ее учения и жизни понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера и составлен на основании лучших исследований специалистов по этим отраслям богословскаго знания. - [Санкт-Петербург] : Изд-во П.П. Сойкина, [1913]. / Т. 2. - Стб. 1131-2464, [4] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle