издательство П.П. Сойкина

Источник

Предание

Предание священное – второй из 2-х первоисточников христ. веры – учение Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, позже записанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат 1) символы веры древнейших поместных церквей, каковы: церкви иерусалимской, записанный св. Кириллом его огласительных надписаниях слов, антиохийской церкви, текст которого приводит Иоанн Кассиан в своем сочинении против Нестория и другие. Все эти символы содержат в себе «апостольские догматы»; 2) «Правила апостольские», принимаемые восточной церковью в качестве канонических в числе 85 (по определению трулльского собора), которые не были написаны самими апостолами, но в них содержится, несомненно, практика апостольских времен; собраны воедино они не ранее IV в. 3) вероопределения и правила св. соборов вселенских и тех поместных, авторитет которых признан шестым вселенским собором; 4) «Исповедания веры» или «вероизложения», сделанные отцами церкви по разным поводам, Таковы: символы св. Григория Неокесарииского, Василия Великого, изложение правосл. веры I. Григория Паламы и другие; 5) «Деяния» вселенских и поместных соборов; 6) древние литургии, из которых многие происходят от апостолов; 7) акты мучеников, особенно древнейших, которые составлены очевидцами их страданий, во время которых мученики излагали догматы христ. учения; 8) творения св. отцов и учителей церкви, в которых они толковали символы и подробно изъясняли церковное учение. Таковы: «Словоогласительное» Григория Нисского, «Богословие» Дамаскина и др.; особенно много «бесед» и слов», произнесенных в храмах», и «книг», содержащих обяснения Св. Писания Ветхого н Нового Завета; 9) древняя практика церкви, касающаяся священных времен, мест, обрядов и т. п., также отчасти воспроизведенная в письменности. Св. П. православная церковь считает устным «Словом Божиим» и признает в нем источник веры наряду с письменным «Словом Божиим» – Св. Писанием. Признаки, по которым признается истинное священное или апостольское П., суть: 1) внутренние или отрицательные – т. е. отсутствие внутреннего противоречия, а также противоречия другим несомненным П. и согласие или сообразность со Св. Писанием; 2) внешние или положительные. Истинно-апостольским признается то П., которое восходит к временам апостольским, по источникам, которое существовало в церквах, основанных апостолами, а также то, которое считали апостольским П. отцы церкви III, IV, V в.в., все или многие из них; в особенности же то, чего держится вся вселенская церковь. От священного или апостольского П. отличается П. церковное, под которым церковь понимает сочинения лиц, не авторизованных ею, по истории церкви, а также древние и позднейшие агиографические записи местных устных сказаний. Всю область этого церковного П., в виду того, что при устной передаче рассказ часто видоизменяется и переходит в легенду, церковь относит в область богословской науки, именно церковно-исторической критики, определяющей условия и признаки истинности П. Священное предание имеет весьма важное значение в христианской церкви. На его важность и великое значение указывает: 1) само Св. Писание, когда прямо внушает хранить предания. «Братие, писал апостол к солунянам, стойте и держите предания, им же научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2, 15). «Предание сохрани, писал апостол к Тимофею, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума» (1Тим. 6, 20). «Хвалю вы, братие, писал апостол к Коринфянам, яко вся моя помните, и якоже предал вам, предания держите» (1Кор. XI, 2). 2) На Предание, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами все древние Отцы и к преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, пишет св. Ириней, дблжны обращаться в каждой церкви к преданию апостольскому, известному во всем мире (Прот. Ерес. К. 3, гл. 3). И в другом месте пииииет: «Что если бы апостолы не оставили нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, и тщательно» блюдут древнее предание...» Прот. Ерес. К. 3. гл. 4. Учитель второго века Тертуллиан, указав на разные неописанные обычаи и постановления церковные, пишет: «На сии и на другия постановления ты не найдешь заповеди в Писании: предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера – побуждением к исполнению» (da Corion. milit. с. 3 и 4). Ориген, учитель 3-го века, пишет: «Да хранится церковное предание, и даже до ныне пребывающее в церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чем не разногласит с церковным и апостольским преданием» (de Princip. L. 1. п. 2). Св. Епифаний пишет: «Нужно держаться и предания, ибо не возможно обрести все в одних писаниях: святейшие апостолы одно оставили в Писании, другое – в предании (Haeres. 60. сар. 6). св. Василий В. пишет: «из сохраненных в церквах догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... ибо если предпримем отвергать неписанные обычаи, как не великую имеющие силу, то непременно повредим Евангелию в главных предметах, или иначе, от проповеди евангельской оставим одно пустое имя» (из 27-й гл; к Амфил. о Св. Духе). Св. Златоуст пишет: «не все предали апостолы чрез Писание, а многое также без писания; но то и другое равно достойно веры; посему мы считаем достойным веры и предание: предание есть, ничего более не ищи» (на 2 к Солун. Ноm. IV. п. 2). 3) Подобным образом и из правил и определений св. соборов, поместных и вселенских, ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют предание церкви, и на нем основываются и касательно истин верования, и касательно жизни христианской, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания и его разума или смысла, и неизменное хранение преданий считали священнейшею своею обязанностию. Последование учению св. отцев и преданию кафолической церкви они почитали шествием царским путем (Догм. 7-го всел. соб. об иконопоч.); они прямо говорили на соборах: «да хранятся древние обычаи, древние предания; да соблюдается древний закон и правило; да не вводятся в церкви, вопреки писаниям и церковным преданиям, новости». «Храним не нововводно, писали отцы 7-го всел. собора, все Писанием и без писания установленные для нас церковные предания» (см. в кн. Правил Всел. и Пом. Св. Соб. и Св. Отец). И касательно учения в церкви отцы 6-го всел. собора писали, чтоб пастыри церкви, поучая клир и народ словесам благочестия, и избирая из Писания разумения и разсуждения истины, не преступали положенных уже пределов и предания Богоносных Отцев, и не иначе изясняли Писания, разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях» (Соб. Трулльс. пр. 19). 4) Великая важность и необходимость Предания ясно усматривается и из следующих соображений. Без предания мы не знали бы подлинности, канона и боговдохновенности книг самаго Св. Писания; потому что Свящ. Писание не перечисляет нам всех свящ. книг и не дает свидетельства о их совокупности и подлинности, и что они богодухновенны; все это мы узнаем из предания; книги сии исчисляются уже в церковных правилах, см. 85. Прав. Апост. Лаод. Соб. пр. 59 и 60. Карф. пр. 33. Афан. Алекс., Григ Бог; и Амфилохия (см. Кн. Прав.) Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании; ибо иные из них не вполне изложены, об иных вовсе нет в Писании; на иные делается только указание или только намекается, иные могут быть выводимы только уже посредством умозаключений, которые без предания однако же не имели бы значения. Таковых истин очень много. Да и касательно самого ясного и определенного учения Писания о некоторых истинах, если бы предоставить обяснение их разуму каждого, мы не имели бы правильного и определенного о них понятия, а одни разногласные мнения. Истина и единство смысла их определяется только Преданием. Без предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, и разных действий Богослужения, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния. (М. Мак. Введ. в Прав. Богосл. 1847 г. § 132). Ограничимся здесь известнейшим указанием на это св. Василия Великого. «Упомянем прежде всего; пишет он, о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего И. Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание научило нас? Слова призывания в преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно?.. По какому также Писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека и прочее, относящееся к крещению, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли не обнародываемого и не изрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? (гл. 27-ая о Св. Духе к Амфилохию). 5) «Наконец в отношении к целой церкви, пишет один из наших пастырей, священное предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные оснрвания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства православной кафолической церкви. Его непрерывность, и неизменность делает то, что православная церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедание веры, те же правильные священнодействия, те же основые законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле. Это единство, образующее всегда единый дух православно-кафолической церкви, составляет важнейшую опору ее целости и внутренней чистоты, и главный характер или признак единой, истинной Церкви Христовой (Ефес. 4, 4–6)». Арх. Иоан. Опыт курса Церк. Закон. Вып. 1. 1851 г. стр. 50–51. Впрочем, так как и в писаниях отеческих и в практике различных церквей много может быть такого, что не может быть признано истинным апостольским преданием, то необходимо знать признаки для отличия истинных преданий от ложных. Признаки эти двоякого рода: внутренние и внешние, отрицательные и положительные. (См. выше) Если то или другое предание вполне удовлетворяет этим признакам, то оно, несомненно, должно быть признаваемо истинным. «Как сынам церкви отличать истину от лжи, если и лжеучители пользуются изречениями Писания, спрашивает известный учитель 5-го века, Викентий Лиринский? И отвечает: так, как мы в начале настоящей памятной записки написали, по преданию святых и ученых мужей. То есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей церкви, в самой же церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, несогласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждению части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности – непостоянству новизны предпочитать веру старины, а в самой же старине – безрассудству одного или меньшинства предпочитать во первых общие, если есть, решения всеобщего собора, а если их нет, то во-вторых – следовать самому сподручному – согласным между собою мыслям большинства великих учителей». В подтверждение истины и важности последнего признака учитель этот представляет в пример третий Вселенский собор, на котором самым верным и наилучшим делом признано было решить спорный предмет согласием известнейших древних святых отцев, и перечисляет самые имена Отцев, на основании согласия коих торжественно подтверждено было древнее учение и осуждено новое ложное – нечестивого Нестория. Имена эти следующие: св. Петр еп. александрийский, св. Афанасий алекс., св. Феофил александрийский, св. Кирилл александрийский, св. Григорий Назианзен, св. Василий кесарийский, св. Григорий нисский, св. Феликс мученик, св. Юлий, еп. римский, св. Киприан еп. карфагенский, св. Амвросий еп. медиоланский, и прочие, которые все согласно с ними мыслили, так как и они – согласно со всеми прочими.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь («Богословская энциклопедия») содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Православной Церкви, ее учения и жизни понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера и составлен на основании лучших исследований специалистов по этим отраслям богословскаго знания. - [Санкт-Петербург] : Изд-во П.П. Сойкина, [1913]. / Т. 2. - Стб. 1131-2464, [4] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle