издательство П.П. Сойкина

Источник

Просфора

Просфора – в древности так назывались приношения христиан, часть которых служила для евхаристии, остатки для «вечери любви» после литургии. С обособлением «вечери любви» от литургии П. стал называться только хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. Этот хлеб издревле имеет форму сплюснутого кружка с оттиснутым сверху изображением креста. Позже при кресте явилась надпись ИС, ХС. Ν. К., очень схожая с надписью на знамени Константина Вел.; в той и другой имеется слова ΝΙΚΑ. Надпись на П. древнее таковой же на знамени. У сирийцев и египтян печать на П. представляла несколько больших по средине и много малых изображений креста по краям в форме X и †. Приносились также евхаристийные хлебы с печатью приносившего их лица. На Востоке евхаристийный хлеб употреблялся только квасной, а не пресный; в VI в. арльский собор постановил, чтобы внешней вид его был совершенно одинаков во всех церквах целой провинции. Наша нынешняя П. состоит из 2 наложенных один на другой кружков; на верхнем – печать, изображающая четырехконечный крест со словами ИС. ХС. NI. КА, введенная окончательно в практику московским собором 1667 г. Для единоверческих церквей разрешается печать с осьмиконечным крестом. Некоторым церквам, особенно м-рям, в виде исключения разрешается иметь печати для просфор с другими изображениями (святого или праздника, в честь которого сооружен храм). П. изготовляются только из пшеничной муки, замешаны должны быть на чистой воде без примесей, не должны быть смазываемы маслом или яйцами, должны быть сделаны из квасного, а не пресного теста, а также не быть черствыми или зацвелыми. Желающие принести от себя П. на проскомидию о здравии или молитве, о своих присных, могут покупать их в церкви же перед литургией.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle