издательство П.П. Сойкина

Источник

Категории

Категории – (от «высказывать», греч.). – Общие понятия, получаемые как продукт мышления содержания опыта. Функции К. состоят в установлении единства, связи, порядка, объективности. Первою К. есть «я» – обыкн. рефлексом служит – «вещь», «действие», из которых вытекают др. категории. Учение о К. зародилось в древности уже в индийской, а затем в греч. философии. Платон представляет высшие родовые понятия – бытие, тожество, инакость, изменение и постоянство. Аристотель, считающийся основателем учения о К., указывает на следующие; субстанцию, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание; в другом случае он же насчитывает те же без «положения» и «обладания». Стоики указывают на: субстанцию, качество, состояние и отношение. В средних веках только разрабатывались К. Аристотеля. Блаженный Августин считает следующие К.: memoria, intellectus, voluntus. Спиноза и др.: субстанцию, модусы и отношения. Новое учение о К. выдвигается Кантом, который выводит их из «чистого разума». Соответственно делению логикой суждений К. бывают: I К. количества – единство, множество, всеобщность; II – качества: реальность, отрицание, ограничение; III – отношения: принадлежность и самостоятельность, причинность и зависимость; общность; IV – модальности: возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность. Замечательны К. Эдуарда фон Гартмана, которым он дает определение: «безсознательные интеллектуальные функции, указывая на следующие: А -К. чувственности: I К. ощущения – качество, количество; II – воззрения Пространственность. В – К. мышления: I – Основная категория отношения II – К. спекулятивнего мышления: причинность, целесообразность, субстанциональность. К учению Гартмана примыкает Древс. Из немецких ученых, дающих полные определения известен Ричль, Вундт, из французских – Ренувье, по которому существуют следующие: отношение, число, место последовательность, качество, возникновение, причинность, цель, личность К. и взгляд на них имеет отношение и к богословию, иногда создавая особые направления и движения в последней.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle