издательство П.П. Сойкина

Источник

Савеллий

Савеллий – еретик, основатель еретического учения о Лицах Св. Троицы, названного по его имени и распространившегося в III в. По Савеллию, Бог, находясь в состоянии покоя или молчания, есть единое Существо. Но выходя из своего молчания для творения и промышления о мире, Он является в трех различных формах – Отца, Сына и Духа. В Ветхом Завете Он является как дающий законы людям Отец, в Новом – как спасающий людей Сын и непрестанно, является как освящающий их Дух. Отец, Сын и Дух, по Савеллию, составляют собою три лица, посредством которых последовательно проявляло и проявляет себя в мире Единое Божество. Следовательно, эти лица – Отец, Сын и Дух не представляют собою отдельных, самостоятельных лиц, но суть лица лишь в смысле внешних форм обнаружения в мире Божества и имеют действительное значение лишь по отношению к лицу и притом на известный, определенный промежуток времени. Так, когда открывался в мире Отец, еще не существовали ни Сын, ни Дух, а когда явился Сын, перестал существовать Отец, с началом же откровения Духа перестал существовать Сын. Наконец и Дух Св., окончив свое откровение, возвратится в состояние покоя и молчания Единого Божества. Эта ересь встретила энергичный протест среди отцов и учителей церкви и была дважды осуждена на соборах – Александрийском (261 г.) и римским (262 г.). Самым сильным и деятельным противником этой ереси был Св. Дионисий Александрийский, которому в значительной степени обязан и созыв соборов. Из его посланий против ереси ни одно не сохранилось в целости. Имеется лишь незначительный отрывок из «Послания к Евфранору и Аммонию против С.» Ересь С. важна не сама по себе, так как к концу III в. она уже ослабела и попытки ее сторонников (как, напр. Маркелл Анкирский и его ученик Фотим) поддержать ее и сохранить на будущее время окончились неудачей, а по той связи, которую хотели установить ариане между ней и православием. Поэтому отцы и учители церквей IV в. часто останавливаются на учении С. с целью доказать неосновательность утверждения ариан, будто православные своим учением о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, как и савеллиане, уничтожают различие между первым и вторым лицами Св. Троицы, сливая их в одно лицо. – Что касается биографических сведений об основателе С. ереси, то они очень скудны. Известно, что он был родом из Птолемаиды Ливийской в Пентаполисе, жил в III в. и по тому времени был широко образован.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle