издательство П.П. Сойкина

Источник

Саддукеи

Саддукеи – название одной из трех (фарисеи, саддукеи и ессеи) древнееврейских религиозных сект, возникших около 150 г. до Р. X. и просуществовавших до покорения иудейского государства римлянами (70 г. по Р. X.). Хотя эти три секты в основе своей имеют закон Моисее, но применение его к жизни они делают разное, а потому между ними на этой почве должно было явиться соревнование. Но ессеи, согласно своему учению, уклонились от всякого участия в общественной жизни народа и потому весь период существования указанных трех сект можно определить как эпоху борьбы между саддукеями и фарисеями, борьбы, иногда очень ожесточенной и наложившей печать на дальнейшую судьбу еврейской религии. Секта С. получила свое название от Садока, под которым одни подразумевают ученика известного мудреца Антигона Сахоского, а другие – библейского С. (1Цар. 2, 36). Согласно первого предположения Садок, основатель секты С., неправильно понял слова своего учителя: «не будьте, как рабы, служащие своему господину в расчете получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчетов на вознаграждение». Он объяснил их в том смысле, что за гробом человека не ожидает вознаграждение, а потому человеку следует заботиться лишь о своем земном благополучии, отсюда вытекает и то отношение саддукеев к жизни, которое сближает их с эпикурейцами. Согласно же мнению других, С. получили свое название от родоначальника древней династии первосвященников – Садока. Подобно потомкам Аарона, С. сосредоточили в своих руках не только духовную власть над народом, но и светскую. Опираясь на Моисеев закон, С. взимали в свою пользу религиозные налоги со всех произведений земли, что выдвигало их на первое место не только в родовом, но и в материальном положении. Эту же руководящую роль С. сохранили и при Маккавеях, лишь изредка уступая первое место фарисеям (на время. царствования Саломеи Александры). После уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 г. до Р. X.) к Саддукейской партии примкнул священнический род Боэтусеев, родоначальник которых Боэтус выдал дочь свою за Ирода и был возведен последним в сан первосвященника. Близость к официальной власти не мешала С. считать себя охранителями закона Моисея, который один они, в отличие от фарисеев, и признавали. Все народные обычаи, равно как и постановления позднейших законоучителей, они отвергали. На еврейский народ С. имели, однако, небольшое влияние, что объясняется как несоответствием их проповеди с жизнью, так и недоверием к ним народа. Требование Саддукеями исполнения буквы закона Моисея с течением времени становилось все менее и менее выполнимым. Это относилось и к обрядовой стороне Моисеева закона и к уголовной; Так, выполнение всех предписаний относительно, так называемой, ритуальной чистоты являлось часто совершенно невозможным, особенно, когда еврею приходилось жить вне Палестины и на каждом шагу соприкасаться с язычниками. Точно также в Моисеевом законе содержится широкое применение смертной казни, которая назначается не только в случае, напр., покушения на жизнь ближнего, но и за нарушение чисто религиозных постановлений. В отличие от С., придерживавшихся строго буквы закона, другая еврейская партия – фарисеи, не отвергая закона, стремились, однако, к тому, чтобы примирить его с жизнью. Толкуя закон, они придавали ему символический смысл, часто противоречащий его буквальному. Саддукеи отвергали все толкования фарисеями закона и придерживались библейского текста в буквальном его смысле. В этом отношении к Моисееву закону основное различие между фарисеями и саддукеями. Затем, что касается остальных библейских книг, то С. не признавали за ними значения авторитета; так как в этих книгах, проникнутых Мессианской идеей, выражается надежда на спасение народа чрез дом Давида; то саддукеем, как потомкам священнического рода, видевшим в потомках Давида для себя самых опасных соперников, так я пророческие указания не могли быть полезны. С другой стороны, требуя от народа строгого исполнения закона Моисея. С. для себя находили возможным допускать ряд отступлений от него и нарушений его. Поэтому народ не был расположен к С. и это нерасположение иногда выражалось в форме открытого возмущения. Одно из таких возмущений было особенно серьезно и проявилось по поводу обряда возлияния воды на алтарь в праздник Кущей и этот обряд С. отвергали, как неуказанный в Моисеевом законе, в народе же он был популярен и совершался всегда с особенной торжественностью; Однажды царь – первосвященник Александр Янкай (95 г. до Р. X.) – саддукей исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме. Поданную ему для возлияния воду в серебряной чаше он, вместо того, чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Возмущенный таким пренебрежением к чтимому обряду) народ стал бросать в Янкая райскими яблоками, которые евреи в этот праздник держат во время молитвы в руках. По приказанию царя-первосвященника стража бросилась с мечами: на народ, храм обагрился кровью тысяч убитых и раненых, а затем вскоре вспыхнула шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями, окончившаяся поражением фарисеев и бегством большинства из них в Египет. Указанным отношением саддукеев к закону Моисея объясняется и то, что первосвященник Каиафа, который председательствовал в осудившем Христа синедрионе, был с. (Деян. Ап. 4, 6 и 5, 17), а член синедриона, фарисей Гамалиил, наоборот, защищал Ап. Петра перед другими членами синедриона – саддукеями, которые хотели предать Апостола смертной казни. Борьба между саддукеями и фарисеями – понемногу давала перевес последним и с падением Иерусалима и упразднением жертвоприношения С. лишились своей духовной власти и политического значения. Сама же секта С. распалась: одна часть примкнула к фарисеям, другая осталась верна своему учению, но открыто обнаруживать себя в виду возрастающего влияния фарисеев и талмуда, не решалась. В VIII в. после Р. X. часть последователей саддукеизма образовали секту караимов, в учение которой, однако, вошла и часть, впрочем незначительная, фарисейских воззрений.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle