издательство П.П. Сойкина

Источник

Серафимовцы (серафимовичи) и серафимовны

Серафимовцы (серафимовичи) и серафимовны или избранные братья и сестры – секта, появившаяся в Псковской губ. в семидесятых годах XIX в. Основал ее ризничий Никандровой пустыни иеромонах Серафим, По поручению настоятеля он участвовал в крестных ходах с иконою преп. Никандра и был благонадежным иноком, но как только он заметил, что народу нравится стройное пение, он составил женский хор и стал с ним обходить деревни; народу это понравилось, и он завел такие хоры еще в нескольких селениях. Когда он шел по деревням с иконою, то за ним собирались громадные толпы его почитателей. Здесь он вообразил себя избранником Божиим, и, таким образом сделался основателем новой секты. Свои мысли он проводил в народ во время исповеди и во время келейных бесед. Настоятелю не понравились эти ночные беседы, и Серафим подал прошение об увольнении его на год для поклонения св. местам, и, не дождавшись паспорта, тайно ушел из монастыря с своим келейником Андреем Никифоровым (1871 г.). Его последователи и последовательницы всевозможными способами скрывали и укрывали его. Через год он был найден в глухих лесах на севере Порховского уезда, арестован и отправлен в Петербург. Во время ареста он действовал на своих последователей через женщин, наз. матушками-игуменьями; они разделялись на больших м меньших, имели большое влияние и большие преимущества: Серафим дал им право благословения, распоряжаться ночными молитвенными собраниями, отпускать грехи, делать сборы в его пользу и принимать в общество. Число последователей стало быстро увеличиваться и стало распространяться на все уезды Псковской губ. В числе С. были люди обоего пола и разных возрастов, но больше – девицы 13–17 лет; они называли себя сестрицами, а по отчеству серафимовнами. Для поступления в о-во требовалось: пост и молитва в продолжение 3-х дней, и от 300 до 3000 поклонов. Все женщины должны были отрезать себе косы, опоясаться ремнем и обручиться кольцом, девицы – в знак всегдашнего безбрачия, замужние – в знак оставления супружества, а старые в знак того, что они не будут говорить с не принадлежащими их обществу мужчинами. Запрещалось есть мясо и запрещались все светские удовольствия. Учение С. письменно нигде не изложено. Из своей молельни С. отправляются в приходскую церковь к утрени. Кроме церковных песен они поют особые, составленные стихотворным размером, и проникнуться мрачным настроением. Все С. имеют четки и носят темные одежды.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle