Синагога
Синагога – место религиозных собраний Иудеев. Это были открытые здания, определяемые для отправления общественного Богослужения и поучений. Начало их определено неизвестно, но оно должно быть очень древнее (Деян.15, 21). Предание Иудейское возводит даже к временам патриархальным (сн. Втор. 31,11–13. Псал. 73,8). По закону, общественное Богослужение должно было совершаться в Скинии и потом в Храме Иерусалимском. Но во время плена Иудейского Храм Иерусалимский был разрушен, и Храма у пленных Иудеев не было. Между тем они не могли не чувствовать потребности в религиозных упражнениях, и потому, вероятно собирались в частных домах. Уже и прежде, при существовании еще Храма, в училищах пророческих возносились хвалебные песни и славословия Богу и у пророков по временам собирались для молитвы и наставления в законе и благочестии. Теперь самая необходимость должна была привести к сему, и некоторые следы этих собраний можно примечать в самом свящ. Писании. (См. Иез. 8, 1. 14, 1... 20, 1. 33, 31–33. Дан. 6, 11. Псал. 136. Неем. 8, 1–18). Эти частные собрания мало-помалу должны были получить определенные места и времена и известный чин и порядок, и таким образом, дали начало Синагогам. В Иерусалиме было 480 или 460 Синагог. Синагоги эти большею частью строились то в городе, то вне города, на лучших и возвышенных местах, и имели простое устройство: прямоугольная комната, и в ней шкаф для хранения свящ. книг, кафедра для чтения Закона (Неем. 8, 4) и седалища для слушающих; для женщин были отдельные места (сн. Зах. 12, 12–14). Устроение и содержание Синагог естественно принадлежало обществу, но устроялись иногда и частными лицами, даже язычниками (Лук. 7. 5). О важности и святости этих мест Иудеи имели самые высокие понятия. Даже по сломке дома Синагоги по ветхости его, или по другой причине, место, где стоял он, почиталось священным. Собрания в Синагогах происходили по субботам и по праздникам, после еще и во 2-й и 5-й день недели; в многолюдных обществах собирались каждый день. Служение начиналось славословием, и потом приносились общественные молитвы. Как в служении Храма жертва, так в Синагогах молитва, составляла важную часть Богослужения. Отсюда и самые Синагоги назывались местами молитвы и молитвенницами.
