Соломон
Соломон – Сын царя Давида от Вирсавии, преемник его царствования, третий царь. Израильский, славнейший из царей Израильских. Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения мира и милости к ним Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (1Пар. 22, 8–10). Господь возлюбил новорожденного, и пророк Нафан, по слову Господа, назвал его: Иедидиа – возлюбленный Богом (2Цар. 12, 24–25). Соломон, к которому относились великие обетования Божии (2Цар. 7, 12–16), с самого рождения воспитываем, был с особенной заботливостью. Воспитателями его были: сами родители и пророк Нафан. О родителях Соломон сам свидетельствует в притчах своих (Притч. 4, 3... 31, 1–9). Нафан, как знавший волю Божию о царственном сыне, также с самого детства принимал в нем самое живое участие. Он конечно, как ближайший и преданный в доме Давида, как пророк Божий и священный дееписатель (1Пар. 29–30), раскрывал пред ним пути промысла Божия в жизни народов, и особенно знакомил его с историей избранного народа Божия и с законами Моисее. Первою и главною заботою Соломона, согласно завещанию Давида, отца его, было, чтобы построить Храм Богу. Для сего он вошел в сношение с царем Тирским, и просил у него опытного художника, который бы знал и строительное и ваятельное искусство, и нужных, для строения, кедровых, кипарисных и других редких дерев с Ливана, обещая со своей стороны платить Хираму пшеницею, ячменем, вином и елеем. Тирский царь обрадовался случаю оказать услугу сыну Давида, с которым он был в дружеском союзе. Он отправил к Соломону весьма искусного зодчего опытного во всех художествах, по имени Хирама, которого мать вдова была из колена Данова, а отец в свое время искусный медник, хотя и жил и умер в Тире, но происходил из колена Неффалимова. С построением и освящением Храма возвышалось и общественное Богослужение; оно получило особенное развитие и устройство (сн. 2 Пар... 8, 14–16. 35, 4. Неем. 12, 45); возвышались вместе и цивилизация и общественное благосостояние народа. Построение Храма имело огромное влияние на развитие наук и искусств и вообще на развитие общественной жизни. Сам Соломон, стоя теперь на высоте царственного своего величия и высшего раскрытия дарованной ему мудрости, был примером и руководителем для своих подданных и в духовных предметах, и в земной мудрости. К сожалению, последующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования· Он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении Храма. Он увлекся внешним блеском своего царства и вдался в крайности в своем увлечении. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов росла и увеличивалась в Соломоне безумная страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, и особенно к вину (Екл. 2, 3) и женщинам; неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницы – из окрестных народов, Моавитян, Аммонитян, Идумеев, Сидонян и Хеттеев, и вообще из тех народов, с которыми Господь запретил вступать в родственные связи (Втор. 17, 17). Предоставляя женам своим свободу вероисповедания, он позволил им устроять капища божествам своим и служить им. Верхом омрачения его разума было то, что жены язычницы склонили его сердце к своим божествам, и он сам стал служить и Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Молоху или Милхому, мерзости Аммонитской (3Цар. XI, 1–8). Таким образом он сделался нарушителем самых первых заповедей Божиих и примером соблазна для своих подданных. Но как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей.
