Квиетизм
Квиетизм – учение, возникшее в среде католической церкви и относящееся к концу XVII и к началу XVIII в. Главными вдохновителями его были: испанский каноник Михаил Молинос, г-жа Гюйон и архиепископ Фенелон. Главной основою их учения являлось умерщвление плоти отрешение от всяких помыслов и желаний, ибо только в таком случае душа человека может быть открыта для Божественного воздействия и единения с Ним. Это учение не является чем либо новым, т. к. по мере развития христианства часто возникали аналогичные течения в самом христианстве и как на пример можно указать на исихастов или паламитов в XIV в. в среде афонских монахов и на мистику, развившуюся в конце средних веков. Учение квиетизма имеет связь к мистическим направлением в церковной жизни и на эту связь указывал даже в своем сочинении «Духовный руководитель» Михаил Молинос. Главными вдохновителями мистиков нужно считать сочинения Д. Ареопагита («О небесной иерархии» и др.), проводившие идеи неоплатонизма применительно и придерживаясь христианства. По этому учению человеческий разум не может познать бытия и чем меньше он будет стараться сделать это, тем скорее он достигнет того состояния, когда он сможет отречься от деятельности своего ума и тем самым удостоиться познать Его путем таинственного единения с Ним. Это учение было положено в основу мистики. Оно постоянно существовало и известное движение «исихастов», возникшее на Афоне в XIV веке имело с ним общие причины. Оно не ограничивалось только востоком, но и распространилось на западе, где получило широкое распространение благодаря переводу сочинений Д. Ареопагита богословом Иоанном Скотт-Эригеною, сделанном в IX веке. Казалось бы, что на Западе среди католической церкви, с ее формализмом и борьбой за светскую власть, мистицизму нет места, но, по-видимому, эти тο причины и послужили основанием его широкого распространения, ибо черствость, практичность и формальность католической церкви могли создать вполне благодарную почву для развития разных учений по духу противоположных католицизму. Хотя возникновение квиетизма относят к XVII в. (т.е. к тому времени когда появляется Михаил Молинос и когда его деятельность в этом направлении принимает энергичный характер, но в действительности, он возник гораздо раньше. Зачатки этого учения обнаружились во время реформации, когда отрицательные стороны католической церкви проявились особенно ярко и когда движение, поднятое реформацией, было особенно сильно. Как и можно было предполагать, прежде всего, оно обнаружилось там, где воинствующее духовенство особенно проявляло свою нетерпимость, а именно: в испанских монастырях во время инквизиции. Здесь даже образовались общества «алумбрадосов», проповедовавших превращение души как бы в ничто, чтобы этим дать ей возможность прийти в тайное единение с божеством; они отрицали значение таинств и даже человеческую природу Иисуса Христа. Но эта секта была в непродолжительном времени уничтожена инквизицией. Затем, мистический квиетизм переходит во Францию, где его адептами являются епископ женевского диоцеза – Франциск сальский и его подруга – мадам Шанталь. Здесь он принимает особенно резкие формы и впечатлительная ученица епископа, мадам Шанталь говорит, что она с одинаковой радостью сделает все, даже изберет себе, жилище в аду и будет этим вполне довольна, если, это только послужит во славу Бога. Таким образом, для проповедей Михаила Молиноса, родившегося в 1640 г., была подготовлена самая благоприятная почва и, действительно, они пользуются сначала большим успехом и он приобретает большое число приверженцев, в числе которых находились и такие лица, как кардинал Одескальки, впоследствии папа Иннокентий XI. В учение квиетизма Малинос не вносит ничего нового, а лишь систематизирует и собирает разбросанные отдельные пункты его и ставит его на более трезвую почву. Но уже в 1682 начинается поворот в отношении католической церкви к квиетизму. Первым, выступившим против этого учения, был неаполитанский арх.– кардинал Караччиоли, затем появилось обличительное сочинение иезуита Павла Сегюри. Следствием этих выступлений были два суда в 1682 и 1687 г, на втором из которых 68 тезисов сочинений Малиноса
были осуждены. Умер он в 1697 году. Его последователями были г-жа де-ла-Мот-Гюйон и арх. Фенелон, воспит. Людовика XV.