Талмуд
Талмуд – евр. означает учение, изъяснение, книга, в которой собраны религиозно-правовые нормы еврейства и плоды наук теософии, этики, истории, поэзии, экзегетики, математики, естествознания, медицины. Она появилась в эпоху освобождения от вавилонского плена, начатая группой «книжников», называемых в Т. Людьми Великого Собора». Эти ученые или «фарисеи», победив саддукеев, издали сборник «Первая Мишна», излагающий вопросы культа и храмового благочиния. Затем явилась часть Талмуда «Эддиот», толкующая некоторые места Библии, которая, по мнению еврейских ученых, должна заключать особый сокровенный смысл. Толкование и его приемы перешли границы, изменив даже законы Св. Писания, отменили смертную казнь, закон возмездия («око за око, зуб за зуб») и др. Книжники получили большое влияние, использованное на установление многих законов касательно обрядов и прошли успешную борьбу с противниками саддукеями. В среде фарисеев образовались 2 школы Шаммая и Гиллеля, философов-толкователей Св. Писания. Последний впервые дал 7 толковательных приемов, увеличенных последователями, Измаилом, Елиэзером и Акиба до 32. Их трудами создано толкование Св. Писания Мидраш, Мидрашим, Мишна (Второй закон) или Таннаим. Иуда Наси в III в. по Р. X. обработал Мишну, составляющую первую часть Т. и состоящую из 6 отделов (седарим) или 63 трактатов в 523 главах по 10 статей в каждой. Первый отдел Зераим (Посевы) заключает законы о молитвах при вкушении плодов, о богослужении, благотворительности, 2-й отд. Моэд (Праздники) – о праздниках, субботе, о постах, 3-й Нашим (Жены) – о браке, разводе, 4-й Незикин (Повреждение) – о повреждениях, убытке, ссуде, 5-й отд. – Кодашим (Святыни) – о жертвоприношениях, о святынях, 6-й отд. Тегарот (Чистоты) – о чистоте ритуальной и общественной. Книга Мишна отличается сжатым языком, но система отсутствует, изложение в общем сухое, смягчается отступлениями гаггадического свойства, т. е. собранием житейских правил и наставлений в образе притч, фантазий, басен, легенд и размышлений на всякие темы. В Т. имеется сборник «Тасефта» (Дополнения) – прибавление к Мишне, обработанное после Иуды Наси, книга которого вызвала много противоречий. Задачей новых ученых (амораим т. е. объяснителей) явилось устранение этих противоречий. Их труды представляют вторую часть Т.-гемару т. е. завершение. Гемара создана в палестинских школах Тивериады, Сепфориса, Суры, Кесарии, Негардеи и др. учеными – последователи Иуды Наси Иохананом, Аббой, Арекой (Равом), Реш-Лакишом, Самуилом и Аши, Авином (рав Авином-раввином), Иосе. Гемара делится на иерусалимскую, Иерушалли и вавилонскую или Бавли, которая больше первой по объему, но ниже по научному значению. Т. обыкновенно делят на 2 части: галаху, представляющую законодательную часть и которую каждый еврей считает для себя обязательной и гаггаду – все прочее, легенды, притчи, рассуждения, не обязательную для евреев. Т. смягчил строгость прежних законов по отношению к язычникам, но все же и он дает ряд правил для руководства «благочестивым» евреям. К христианам Т. относится благожелательно, называет их «миним» и не запрещает вступать с ними в общение, но отрицает мессианство Христа. На этой почве происходит много горячих диспутов, но составители Т. мало знают X. и отводят Ему всего 40 строк. Караимы отрицают значение Т. и следуют саддукейскому законодательству. Однако тал. законодательство продолжало разрабатываться в дальнейшем виде раввинских комментариев, субкомментариев, субсубком и т. д. Замечательные из них, Раши (Соломона Исхаки) и Тсафот, помещаются во всяком полном издании Т. Комментарий к Мишне сделан Маймонидом, Овадием Бертинором и к Тосафоту Иом-Товом Липманом Геллером пражским раввином. Позже Иегудая Гаон, Симон Кияра и Исаак Альфаси (Рицг) пытались дать краткое сухое изложение Т., отбросив все комментарии, а Маймонид издал Мишне-Тора и Иад-Хазада в 14 томах, являющиеся систематическим сводом тал. законов. Яков, сын Ашера, составил кодекс Тур, на основе которого изложен популярный теперь среди евреев кодекс Шулхан-Арух. Существуют также монографии по отдельным вопросам, так называемые, тешувот т. е. ответы раввинов на вопросы Папы. В многих диспутах книга осуждалась, подвергалась сожжению и вновь допускалась к распространению. Это повело к тому, что многие опасались хранить Т. и перепечатывать его. Впервые Т. печатается с 1484 г., под влиянием гуманиста Рейхлина, а в 1510 г. начинают выходить отдельные выпуски книги, изданные в Венеции христианскими типографами.