Тертуллиан
Тертуллиан по имени Квинт Септимий Флоренс – знаменитейший богослов, по образованию юрист, род. около 160. года. Время принятия Т. христианства неизвестно. Известно лишь, что Т. был пресвитером, но с 202 года перешел в монтанизм, в котором он пребывал до дня смерти (неизвестен) Т. жил и писал в эпоху импер. Септимия Севера и Каракаллы. Т. был глубоко верующим христианином, оправдав вполне собственные слова: «fiant non nascuntur christiani» – христианами становятся, а не рождаются. Он заслужил большую славу, как историк церкви и философ. Это – наиболее ценный представитель тех христианских историков III стол., у которых на ряду с изложением событий кроется богатый бытовой материал незаменимый для истории культуры. Вместе с тем все сочинения Т. проникнуты глубоким идеализмом. В этом отношении Т. – полная противоположность своему современнику, известному богослову – философу Оригену. В то время, как О. мистико-аллегорическими толкованиями Св. Писания стремится материализировать христианское вероучение. Т. наоборот, оставляет в стороне умозрительные вопросы и текстуально следует началам христианской догмы. Т. был образованнейшим для своего времени человеком, владел греческим языком, который тогда был языком науки и писал на греческом яз. сочинения. Он немилосердно и остроумно умел разбить своего противника множеством богатых сравнений, антитез, подчас впадающих в софизм и неправильности. Он писал сочинения апологетического, догматического характера и также о христианской жизни. До увлечения монтанизмом Т. написал: «О крещении», «О покаянии», «О терпении», «О зрелищах», «Об идолопоклонстве», «De testimonio animae», «De prescription haereticorum» и мн. других не дошедших. В этих сочинениях Т. выступает защитником и комментатором обрядов и молитв внутренней христианской жизни против еретиков и идолопоклонников с одной стороны и гонителей в лице правительства и императоров – с другой. Во второй период творчества Т. подпал под влияние монтанизма и посвятил себя борьбе с его противниками, главным образом, гностиками. В многочисленных трудах: «De carne Christi», «De anima», «De pudicitia», «De corona militis», и др., Т. бичует еретиков, Гермогена, Валентиниана, Маркиона, защищает христиан от язычников. Он устанавливает для хр. строгие правила, требует от них мученичества; женщинам предписывает строжайшее целомудрие вплоть до отказа от второго брака и закрывания лица покрывалом. Т. считает 7 важных и смертных грехов, каковы: 1) убийство, 2) идолопоклонство, 3) обман, 4) вероотступничество, 5) богохульство, 6) прелюбодеяние и 7) разврат; от них избавить может лишь божественное милосердие, церковь же должна осуждать и не может их отпускать. Христианин должен быть смирен и верить искренно, глубоко, не взирая ни на что, ибо в вере, отнюдь не в знании, науке его сила: «credo quia absurdum est». По своим взглядам Т. примыкает к Сенеке.