Церковь Римская.
Церковь Римская. Западная церковь, со времени отпадения ее от единства церкви Вселенской, (см. Церкви разделение), все более и более удалялась от духа православия, заботясь о мирском своем владычестве. Папы давно стремились к возвышению земного своего могущества, и много было причин, благоприятствовавших их честолюбию; и слава Рима, как древнейшей столицы мира, и мнение о них, как преемниках Ап. Петра, и первенство чести, предоставляемое им соборами, и великие богатства, какими обладали они, и особенные права и преимущества, усвояемые им некоторыми государями западными; – в 9-м веке появились ложные декреталы Исидора Испалийского (Севильского); по силе которых папа есть вселенский епископ и верховный судия всех епископов, имеющий один право учреждать епархии, низлагать и восстановлять епископов, созывать соборы и определениям их давать силу закона, – все это давало им самое высокое значение; и вот земная власть их и могущество достигли до высочайшей степени развития. С XI-го века особенно со времен Григория VII-го или Гильдебранда папы простирали свою власть не только на духовенство, но и на самих царей и царства; они созывали соборы, располагали коронами царей, вооружали крестом и мечем Государей для освобождения святой земли, заводили ученые и монашеские общества, приобретали себе богатые наследства и обширнейшие поместья, были главными распорядителями священных браней в крестовых походах и сила их торжествовала почти над всеми земными силами, но в то самое время, как возвышалось внешнее их могущество, в то самое время, по неисповедимым судьбам Промысла,
мало-помалу готовилось падение их могущества. Первый удар нанесен был папам от государей – Филиппа Красивого, короля Французского, и потом Людовика папы стали в зависимость от государей. Пребывание папы в плену в Авиньоне, продолжавшееся 70 лет, ясно доказало пред всею западною Европою бессилие папской власти в борьбе с светскою, и имело еще то вредное последствие, что заставляло папу прибегать к крайним мерам пользования своею властью над Католическим миром. Никогда еще папские налоги на должности не были так тяжелы, подати всякого рода так многочисленны, и отпущения и индульгенции так распространены в продаже, как во время Авиньонского плена. Существование двух или трех пап было еще вреднее. Раскол этот вызвал три великих собора на западе: в Ницце, Констанце и Базеле. На Констанцском – признана власть вселенского собора выше папской и по низложении 3-х пап избран один в лице Мартина V-го; но остатки Великого раскола продолжались, и в Базеле (1431 г.) положены пределы папской власти! Другой великий удар нанесен был папской власти со стороны Виклефа, учителя богословия в Оксфордской Академии, восставшего против папской власти и монашества, отвергавшего предания, и Библию почитавшего за единственный источник познания Хр. религии, и потом Прагского профессора Гусса, осужденного на Констанцском соборе. Наконец католицизму и папской власти нанесен был решительный удар преобразователями Западной церкви; Лютером, Кальвином и другими. Сравнительно более основательное изучение Священного Писания и распространение просвещения по Европе с конца 15-го и начала 16-го века раскрыли недостатки и уклонения. Западной церкви от прежней ее чистоты и возбудили стремление к ее преобразованию. Великое это дело, если бы ведено было за иконным образом, посредством правильных соборов, без фанатизма и предубеждений, в истинно Христовом духе, могло бы иметь благотворные последствия. Но оно предпринято частными лицами, по увлечению страстей, с фанатическою ненавистью против папы, и потому, место общего правильного преобразования Западной церкви произвело в ней только расколы, и вместо одних заблуждений, породило другие, худшие хотя эти З., при появлении, и ставили для себя высокие задачи.