издательство П.П. Сойкина

Источник

Киприан,

Киприан, Фасций Цецилий, – св. отец, – еписк. Карфагена, писатель-богослов, родился в III в., был сначала адвокатом и преподавал риторику, а потом под влиянием Тертуллиана крестился около 246 г. и скоро сделался пресвитером и избран еписк. карфаг. и северо-африканск. Тяжелое для христианства было время его еписк., когда жестокие гонения имп. Декия доводили многих до отступничества, до недостойного малодушия. Киприан сурово относился к таким христианам, наз. thurificati, sacrificati, libellatici, он написал послания: а) клиру, который порицал за выдаваемыя малодушным «отпустительные грамоты» (libeiius pacis), в мученикам и исповедникам и с) всему народу, убеждая его стойко проходить испытания. С другой стороны, пришлось вести К. энергичную борьбу с раскольниками, где он выказал изумительную силу обличения и написал сочинения: «О падших, о единстве церкви, об архиерейск. чистосердечии против Фелицисима, Новата и Новациана, вероотступников». В целях борьбы против перекрещения еретиков, он выступил на многочисленных соборах карфагенских, противником еписк. Стефания и отстаивал в спорах словесных и письменных суровость мер против «падших». Плодотворна его деятельность, как писателя. Первыми его трудами были трактаты, описывающие чистосердечно историю и причины его обращения ко Христу, таковы: «О благодати Божией», «Почему идолы не суть боги?», «К Квирину», «Против игроков». Они свидетельствуют о глубоком проникновении христианск. вероучением и о сильной ненависти к язычеству и являются весьма убедительными для сомневающихся. Из других его трактатов известны: о смертности, к девственницам, к Деметриану, и о молитве Господней, о терпении, о труде и милостынях и мн. др. по вопросам богословия. Затем ему приписывают много писем церковно-канонического и пасторологического характера. Но преимущественно К. заслуживает хвалу, как администратор-практик в церковной жизни, отстаивая церковное единение на основах мира и любви и выдвинув целое учение о церкви и таинстве крещения. К. кончил жизнь мучениями при имп. Виалериане и был обезглавлен 31 авг. 258 г. Мощи его перевезены Карлом Велик. и покоятся в монаст. св. Корнилии в г. Компаньене. Пам. его 31 авг. правосл. церк.) и 14 сент. (католическ. церк.).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle