Клировые ведомости
Клировые ведомости – введены были 20 января 1769 года под названием «именных списков всем лицам духовного звание православного исповедания» (Зак. Сост., ст. 987). Форма нынешних клировых ведомостей установлена в1829 году и тогда же была разослана при указе св. Синода, от 31 марта. Клировые ведомости или: списки лицам духовного ведомства считаются в законе «актами, коими удостоверяется состояние лиц духовного звание» (2-е примеч. к ст. 858, п. 2, Зак. Сост,). В первую часть клировых ведомостей входят сведение о том: когда и кем построена церковь, каменная или деревянная и какая . при ней колокольня; сколько престолов и в честь каких святых они освящены, достаточно ли церковной утвари, сколько по. штату (год утверждение штата) положено членов причта, количество церковной земли и ка-кой именно; имеются ли на эту землю письменные документы и где они хранятся (Уст. Д. Конс., ст. ст. 135 и 136); имеется ли церковное помещение для причта; сколько причт получает жалованья от казны, процентов по банковым билетам и дохода от прихожан; располагает ли причт разными оброчными, или арендными статьями от церковных домов, лавок, мельниц, озер и т. п.; есть ли церковно-приходская школа или богадельня; какие % бумаги принадлежат церкви и под каким № они значатся установленной форме, послужные списки причта. Лета здесь в церковных приходорасходных книгах и пр. Во второй части клировых обстоятельно пишутся, по установленной форме, послужные списки причта. Лета здесь должны обозначаться на основании метрических свидетельств (Уст. Служб.; ст. 806). В послужные списки вносятся все Высочайшие награды, а также благословение св. Синода и выдаваемые им награды: камилавки, наперсные кресты и производство в протоиереи, равно как скуфьи, набедренники, благодарности епархиального начальства и других учреждений и начальствующих лиц. Высочайшее благоволение вносится в послужные списки в тех только случаях, когда удостоившиеся внимания лица поименованы в повелении. Если же эти благоволение объявляются не на имя каждаго, а в числе прочих или в составе целого присутственного места, то они в послужные списки не вносятся (там же, ст. 811). В формулярные списки лиц, служащих по духовному ведомству, вносится также получение ими знака Красного Креста (опр.хв. Син. 30 янв. – 11 Февр. 1880 г. № 250), (Исполнение же разных частных поручений начальства, тесно связанных со служебною деятельностью лица, обыкновенно не заносится в формуляр, если на то не последовало особого распоряжения начальства). В список вносятся, в виде. кратких отметок, судебные ари-говоры по обвинением в преступлениях и проступках лиц служащих, за исключением а) приговоров оправдательных; б) приговоров по делам, прекращенным за примирением сторон; в) приговоров, коимю определены внушение, замечание, выговоры (без внесение.в формуляр), денежные взыскание, вычеты из жалованья или арест не свыше 3-х недель. Взыскание, определяемые без суда, а только по распоряжению начальства, также не вносятся в послужные списки. (Уст. Служб. ст. 813), На ходатайство епарх. начальства пред Св. Синодом о несчитании, в виде наград и понесенного взыскания к получению наград и отличий по службе, дает право лишь отлично усердная служба оштрафованного. Порядок показания членов причта в ведомости принят ныне такой в многокомплектных причтах: пишутся сначала: протоиереи, потом священники, по старшинству; за ними диаконы и псаломщики с их семействами. Служащие же в кафедральном соборе записываются (по ук. Св. Син. 31 март. 1829 г.) в том порядке, в каком они означены в штате. В послужные списки должны быть вносимы все дети членов причта, хотя бы они жили отдельно от семьи (опред. Св. Син. 20 сент. – 6 окт. 1878 г.), в каком бы сане или чине ни состояли и за кем бы дочери в замужестве ни были (опред. Св. Синода 14 ноября 1876 г.) – Показание же в ведомостях круглых сирот не обязательно, если по этому предмету не сделано особого распоряжения со стороны епархиального начальства (то же определение). После штатных и сверхштатных членов причта с их семействами пишутся: просфорная и вдовы священно-церковнослужителей с указанием, кто были их мужья, где и сколько времени состояли на службе, получает ли вдова пенсию, сколько и откуда. В третьей части – о прихожанах сообщаются сведения о сословии их, есть ли между ними старообрядцы и какого толка; в каком расстоянии деревни отстоят от церкви, и нет ли препятствий в сообщении с нею и в какое время года. К клировым ведомостям присоединяется ведомость о церковном старосте и о состоящих при церквах казенных и учебных заведениях. Клировые ведомости подписываются по листам всем причтом и представляются под конец года благочинному, который, дополнив их своим свидетельством о исправности и поведении лиц, записанных в них, и, удостоверив их своею подписью, представляет их епархиальному преосвященному в первой половине января следующего года. За верность рекомендаций отвечает благочинный, а за верность прочих показаний, вместе с благочинным, и причт. При аттестации священнослужителей, благочинные обязаны делать в клировых ведомостях за каждый год отметки об образе жизни и поведение проживающих в их благочиннических округах семинарских воспитанников. Согласно постановлению бывшего в июле 1885 г. собора русских епископов в Казани, благочинные обязаны отмечать в клировых ведомостях о состоянии в подведомых им приходах противораскольнических библиотек, с указанием на книги, приобретенные в течение последнего года. В 1909 году Св. Синод в указе, от 13 февр. «№ 6, преподал следующие указание о порядке ведение клировых ведомостей: 1) IV графу, приложенной к 91 ст. Уст. Дух. Конс. формы наградного списка, читающуюся так: «не был ли под судом и следствием, а если и был, то за что, когда и чем дело кончено», изложить в следующей редакции: «подвергался ли взысканием по суду и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом», и далее, в пояснение, взамен имеющихся ныне в графе о судимости слов: «не был, или: был тогда-то, по такому-то делу, но от суда и ответственности освобожден, или: но таковую-то подсудность указом Святейшего Синода такого-то года, месяца и числа за № разрешено не считать препятствием к награждению его установленными для духовных лиц знаками отличия», изложить следующее: «не вносятся отметки об усугублении надзора, пене или денежном взыскании, простом и строгом выговоре, наложенном без внесение в послужной список, замечании (п. п. 8–12 ст. 176 Уст. Дух. Конс.) и епитимии на срок не свыше трех недель» 2) первую часть клировой ведомости, о церкви, печатать впредь с изъяснением пунктов, на кои должны быть даваемы ответы, а именно: когда церковь построена и чьим тщанием, из какого материала, имеется ли особая колокольня, в каком состоянии здание церкви, сколько престолов и в чье имя они освящены, достаточно ли или недостаточно, и в каком отношении, утвари, сколько по штату положено причту жалование и сколько получено кружечных доходов за последний истекший год, а равно и доходов от других источников, сколько и какого качества имеется церковной земли и в каком расстоянии от церкви, имеются ли документы на землю, сколько получается от земли дохода, ежели земля или часть ее сдается в аренду, имеются ли дома для священно-церковнослужителей, кем и из какого материала построены, имеются ли другие здания, принадлежащие церкви, в каком они состоянии, в каком расстоянии церковь от консистории, местного благочинного, от уездного города, от ближайшей железнодорожной или почтовой станции или пароходной пристани, с прописанием и почтового адреса, в каком расстоянии и где находятся церкви, ближайшие к описываемой, имеются ли
приписанные к ней церкви и где именно, а также дома кладбищные и молитвенные, с какого года заведена опись церковному имуществу и хранится ли оная в целости, когда даны приходо-расходные книги, ведутся ли исправно и хранятся ли в целости, копии с метрических книг и с какого года, когда выдана обыскная книга и сколько листов в ней писанных и не-писанных, с какого года находятся в целости исповедные росписи, достаточно ли книг, до церковного круга подлежащих, сколько книг находится в церковной библиотеке, предназначенных для чтения, находятся ли в целости и где хранятся церковные деньги, сколько состоит неподвижной суммы в кредитных учреждениях и по каким документам, сколько в приходе находится школ: церковных, министерских, земских и других, в каком году учреждены церковные школы и где помещаются, сколько и откуда денег отпускается на их содержание, сколько в них обучается мальчиков и девочек, кто при церкви старостой и с какого времени, когда приход был посещен в последний раз архиереем; 3) во второй части клировых ведомостей, представляющей собою послужные списки священно-церковнослужителей и церковных старост, помещать, по приложенной к указу форме, сведение о сане, чине или звании, должности, имени, отчестве и фамилии, летах от роду, звании по происхождению, наградах и содержании, образовательном цензе, прохождении службы, о бытности в походах и сражениях, о том, не подвергался ли кто взысканием по суду и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом, о бытности в отпусках, за штатом или без места, о семейном положении, кто кому в каком родстве, и о поведении, при чем судная графа излагается по форме, устанавливаемой ныне для такой же графы наградных списков, в которую не вносятся отметки об усугублении надзора, пене или денежном взыскании, простом и строгом выговоре, о внесении коего не оговорено в решении, о замечании и епитимии на срок не свыше трех недель, а графа о поведении, сохраняемая для собственного сведения епархиального начальства, не подлежит выдаче в копии; 4) в третьей части клировой ведомости, о лицах, живущих в приходе, показывать, вместо дворов, число домов или хозяйств в селе и деревнях прихода, а в городе квартир, и число душ мужского и женского пола в каждом селении, с подразделением на сословия в общем итоге приходских душ, а также показывать число живущих в приходе иноверцев, инославных, раскольников и сектантов, с изъяснением, сколько какого исповедание или толка; обозначая по-прежнему расстояние каждого селение от приходской церкви и нет ли препятствий в сообщении; 5) в форме общей ведомости о церквах и белом духовенстве графу: «за тем не достает против штатного положения», исключить графу: «в числе наличных священно-и-церковнослужителей состоит кончивших курс богословский, философский», изложить в следующей редакции «в числе наличных священно-и-церковнослужителей состоит получивших образование в духовной академии, в духовной семинарии, не получивших богословского образование» в графе: «сверх того уволенных по старости и болезням за штат», слова: «по старости и болезням» исключить, в графе о детях священно-и-церковнослужителей слова: «от 7 лет и выше, не поступивших в училища», заменить словами: «обучающихся в училищах», и во всех графах исключить слово «причетников», так как таковой должности ныне не положено; 6) разрешение вопроса о количестве изготовляемых священно-церковнослужителями экземпляров клировой ведомости предоставить усмотрению епархиальных начальств, соответственно местным потребностям, но с тем, чтобы таковых изготовляемо было, во всяком случае, не менее двух: для епархиального начальства и для местной церкви.