издательство П.П. Сойкина

Источник

Коливо

Коливо иначе Кутия – вареная пшеница с медом, пища бедных римлян, называвшаяся «coliphia». В христ. церкви К. приносится: 1) в честь и память Господних праздников и святых, 2) в память усопших и 3) в пятницу 1-й не дели Великого поста в воспоминание о том, как св. Феодор Тирон уведомил еп. Евдокие о приказании Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все припасы на торжище Антиохии и посоветовал употребить в пищу К. и этим спас христиан от осквернения. Обычай приносить К. в первых двух случаях существовал уже в IV в., а в третьем случае не ранее XIII в. К. в первых случаях составляет вероятно, воспоминание тех древних трапез или вечерь любви, которые устраивались в древней церкви во дни кончины мучеников и простых смертных. Поминовение усопших и приношение за них К. совершаются в Великий' пост только в пятницу вечером, субботу и неделю, исключая остальные седмичные дни; это основывается еще на постановлении Лаодикийского собора 364 г. Благословение К. в честь и память святых совершалось по древней практике чтением одной из 3 молитв: современной «Сотворивый вся словом Твоим, Господи», или «Боже, Вседержителю, создавый», или «Благословен еси, Господи». Благословение К. в память усопших, иногда состояло из одной молитвы: «Владыка Господи Боже наш, во свете живый» или «Благословен еси Боже отцев наших» или «Вся сотворивый словом Твоим, Господи»; по сравнению с теперешним оно имело больший объем – содержало пение погребального канона и погребальных стихир; иногда принимало форму целого последования с различным составом, смотря по тому, в память кого, мирянина, священника или монаха, приносилась К. Как остаток древних трапез во дни памяти святых и усопших, К. входит и в настоящее время в состав поминального стола и для него благословляется. В русской церкви обычай приносить К. отмечается уже в вопросах Кирика к еп. Нифонту.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь («Богословская энциклопедия») содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Православной Церкви, ее учения и жизни понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера и составлен на основании лучших исследований специалистов по этим отраслям богословскаго знания. - [Санкт-Петербург] : Изд-во П.П. Сойкина, [1913]. / Т. 2. - Стб. 1131-2464, [4] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle