Collisio officiorum
Collisio officiorum – означает столкновение обязанностей. Человеку приходится считаться с часто встречающимися недоразумениями между идеально-мыслимыми желательным и действительностью. Этот вопрос вставал во всей своей полноте с давних пор и древние мыслители, как, например, Эсхил, Софокл, Цицерон или ветхозаветные праведные (Жертвоприношение Исаака) по-своему пытались его разрешить. Абсолютные правила поведения, гармонично согласующие многообразную человеческую деятельность, дает лишь христианство. Только подражая в своей жизни Богочеловеку, можно избегнуть рокового подчас столкновения обязанностей. Он искупил Своею жизнью грехопадение прародителей и указал нам верный путь спасение от путаницы, которая царила в очерненных грехом душах. Для Него не существовало никаких коллизий, Он поборол все затруднение и не запятнал Себя и тенью греха (Лук. 6, 6–11; 14; 1–6; Мф. 22, 15–22, 12, 10–13; Иоан. 8, 2–11). Если ныне у христиан встречаются столкновение обязанностей, то только потому, что они недостаточно ревностно следуют началам, завещанным им Великим Учителем. Естественно, что когда человек не следует раз намеченному пути, когда он позволяет себе уклоняться от исполнения частностей, то он попадает во власть разногласия. Нужно так сообразовать обязанности, чтобы каждая секунда в жизни употреблялась на стремление к общей задаче бытия. Когда одна обязанность вытекает (одна) из другой, человек спасен от краха и если ему не дано видеть торжества христианского мировоззрения, у него останется сознание, что он сделал, что только мог. Итак, многообразие жизни, наличность огромного числа деталей есть первая причина col. of. Вторая – отсутствие нравственных качеств для следования по намеченному пути, каковы осмотрительность, осторожность и главное христианская мудрость. Моралисты указывают много способов приобретение этих качеств. Во-первых, надо точно разобраться, есть ли коллизия на лицо, не признаем ли мы иногда простое дело вследствие предраcсудков сложным и неразрешимым. Во-вторых, надлежит ставить впереди высшие обязанности пред низшими. Надо, безусловно, пожертвовать собой для блага ближнего, ибо такая жертва есть высшая обязанность и собственное благополучие должно отходить на второй план.
