издательство П.П. Сойкина

Источник

Коменский

Коменский Ян Амос – фамилия его происходит от названия места его родины, м. Комны. К. двадцатый и последний еписк. общины Чешских братьев, род. в 1592 г., изучал богословские науки в университетах Гейдельбергск. и Герборнск.; с 1614 г. заведовал школой Чешск. братьев и с 1616 г. избран в общине пресвитером в г. Фульнеке, который сожгли испанцы во время 30-ти-летней войны. К. перешел в Моравию, а оттуда в г. Слунны, где он написал Лабиринт света и рай сердца, О христианск. совершенстве, Глубина безопасности и др. и перевел на чешский яз. псалмы Давидовы; в 1627 г. К. за принадлежность к протестантству был изгнан из родины и поселился в Познани. Живя здесь, он предается литературным занятиям и выпускает ряд сочинений на чешск. языке, посвященных вопросам педагогии: «Школа матери», «Великая дидактика, очерк народной школы», «Отверстая дверь языков». Он задумывает грандиозный труд – создать энциклопедию «Пансофию», в которой все науки базировались бы на одной строгой, единой идее, но события помешали. К. попал в Швецию, где в г. Эльбинге предавался любимой педагогическо-литературной работе. В 1648 г. община чешских братьев почтила К. избранием во епископы и он возвратился на родину. Ему пришлось быть свидетелем разрушения общины, которое последовало после 30-ти-летней войны. Он описал ее гибель в сочинении: «Завещание умирающей матери – Братской общины». Для Коменского начинается период скитаний из Венгрии в Польшу, оттуда в Германию. Но он не оставлял занятий; к этому времени он выпускает целую серию сочинений, как-то «Мир в картинах» для задуманной энциклопедии, Школа Пансофии, Нравственные наставление и др. Одно из них, «Языка чешского клад», погибло в Лешне во время пожара. В Германии в 1657 г. К. издал полное собрание своих сочинений. Последние его сочинение проникнуты горячею проповедью к людям жить в братской любви и мире, таковы «Panegrassia» и «Единое на потребу». Смерть подстерегла великого старца и поразила 15 ноября 1670 г. в Амстердаме. Значение И., как педагога-философа и практика неизмеримо. Установленные им принципы преподавание и воспитание широко подвинули вперед современное состояние этих наук. Задача воспитание установилась К. на принципе «природо-сообразности» и «мастерской человечности», которые вытеснили из педагогии все искусственные, нецелесообразные приемы. На их место водворились такие ценные ныне общепризнанные начала, как благовременность, наглядность, практичность, постепенность, концентричность и т. п. Но на первый план он ставил нравственное воспитание, создание в душе ученика религиозно-творческого двигателя. На педагогике К. лежит яркий отпечаток библейско-богословский, на котором проявилась его натура, руководителя христианской общины, поставившей себе целью стремиться к просвещению и возрождению в духе Христовом. В основу этой общины лег в 1456 году. «Союз братьев Христова закона», который привлек большое количество членов, объединившихся потом под именем «общины чешских братьев». Их вероучение не носило строгого характера, близко подходя то к православию (вопрос о евхаристии), то к кальвинизму (вопрос об авторитете св. Писание). В общине мало обращали внимание на теоретическую сторону, главным началом было желание жить свято, по-христиански, не так, как подавало пример католическое духовенство. И в нравственно-практической области реформирование протекала вся жизнь общины. Она выработала свои нормы семейного, школьного и церковного общежития, свою иерархию и пр. Во главе общины стоял епископ, которому подчинялись различные духовные лица. Коменский был епископом «общины» в ту тяжелую минуту, когда ее существованию грозила серьезная опасность. Благодаря его высокому авторитету, его нравственным качествам и научным заслугам удалось сохранить ее в целости. Он считал жизнь «общины» идеальной в смысле истинного Христова учения, и потому словом проповедника, литературными работами верно и беззаветно служил ей. При этом он не ограничивался сферой религиозно-богословской, но его деятельность в «общине» касалась национальных и других областей. В своей пансофической энциклопедии, К. стремился охватить обширный круг познаний, гармонично их сочетать на основе цельного христианского мировоззрение. Исходной точкой философского учение К. была Библия, виновником и причиной всех дел он считает Бога, Который открывается нам в Божественных откровениях в св. Писании и др. книгах. Познать суть вещей можно лишь чрез Библию, а также чрез сны, пророчества и беседы, возвещенные Апостолам и св. людям, Христос непосредственно вещал нам волю Бога Отца, Его преемник потом был Св. Дух, а после него апостолы.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle