издательство П.П. Сойкина

Источник

Конгрегация в римско-католической Церкви

Конгрегация в римско-католической Церкви – так называются собрание или союзы духовных лиц, образованные для каких-либо надобностей римско-католической церкви; они разделяются на монашеские и римские. Монашеские конгрегации это – монашеские общины, утверждаемые папою или епископами, которые занимаются развитием умственного уровня духовенства, воспитанием детей, делами милосердия, насаждением христианства среди неверных. Римские конгрегации суть папские учреждения, носящие чисто канцелярский характер, заведующие делами управление церкви и духовными делами. Монашеские конгрегации – начинают эру своего существование на Западе с XVI в. и сильно развиваются вследствие появления лютеранства, с которым папству пришлось вести сильную войну на Западе, для чего нужно было поднять нравственный уровень всего римско-католического духовенства, а также и вследствие упадка старых монашеских орденов. Если монашеские ордена состояли только из лиц, ведущих строго монашеский образ жизни и отрешившихся от всего земного, то этого нельзя сказать про монашеские конгрегации, которые состояли из лиц, не принужденных при вступлении в конгрегацию давать торжественные обеты, а лишь простые, носящие совершенно другой характер, а потому и пользовались большей свободой. Одни из монашеских конгрегаций требуют обязательного сохранение обета бедности, другие никаких обетов не налагают, третьи налагают лишь временные обеты (сестры милосердия), которые спустя некоторое время можно при желании возобновить или же уйти из конгрегаций. Вообще, монашеские конгрегации не обусловливают собой такой строгости в исполнении канонических законов, а также освобождают от обязательства ежедневного чтения церковной службы, как этого требуют монашеские ордена. Цель монашеских конгрегаций, в особенности после реформ, вызванных на Западе Лютером, состоит в распоряжении католичества различными средствами: воспитанием молодежи; делами милосердия, миссионерством, изданием нравственно-религиозных журналов, благотворительными учреждениями. Но кроме всех этих дел монашеские конгрегации, для усиление своей материальной стороны, а также и для поднятия своего престижа среди других конгрегаций, вызываемых конкуренцией, с чем безрезультатно боролись папы, начали заниматься промышленными предприятиями, как это было во Франции: картезианцы имели ликерные фабрики, траписты шоколадные, другие занимались виноделием, устраивали гостиницы и приюты и редактировали политические газеты. Монашеские конгрегации, имеющие декрет от папы, а потому автономные, подчиняются непосредственно папе и имеют большое значение, Другие же, не имеющие автономии (епархиальные) подчиняются епископам. Новые корпорации, добившись автономии, должны все же хотя и руководятся своим уставом, но таковой всегда походит на устав конгрегаций, ранее существовавших; различие же только в избираемой специальности. Каждая, одобренная римской курией и получившая автономию, конгрегация имеет своим представителем у папского престола кардинала, защищающего ее интересы и не зависит от епархиальных конгрегаций. Право закрыть автономную конгрегацию принадлежит только папе. Зависимость монашеских епархиальных конгрегаций от епископов была изложена в правилах, изданных папою Львом XIII, по которым епископам разрешалось утверждать новые конгрегации, контролируя их образ жизни, материальный быт и дела и утверждать соответствующие церковные должности в них. Если бы, в силу каких-либо обстоятельств, монашеская епархиальная конгрегация была-бы закрыта епископом, то она имеет право апеллировать перед святейшим престолом. Западные конгр. разделяются на две категории: I – «clerici regulares» – независимо от данных обетов, имеют монашескую организацию на манер монашеских орденов; II – «clerici quasi regulares» – или конгрегации белого духовенства, обыкновенно не дают обета бедности или не соблюдают его с такой строгостью, как в монашеских конгрегациях. I – clerici regularis разделяются на: 1) иезуиты; 2) пиаристы или пиары; 3) сомаски (clerici regulares S. Maioli); 4) театинцы; 5) мариане (clerici regulares monores); 6) барнабиты (clerici regulares S. Pauli Decollati); 7) регулярные клирики Божьей Матери; 8) пассивнисты (clerici excalceati Ss. Orucis et Passionis I. Christi); 9) камиллинцы, 10) редемтористы – к ним примыкают по сходству целей и организации; 11) ассоционисты; 12) резуррекционисты; 12) маристы; 14) братья маристы христианских школ; 15) облаты непорочной Марии; 16) облаты св. Франциска Салийского; 17) братья христианских школ; 18) братья христианского просвещения. Конгрегации римские или конгрегации кардиналов разделяются на три категории, из которых I-я конгрегация кардиналов – учрежденные папами комитеты кардиналов, образованные для обсуждения, решение и изучение важнейших дел римско-католической церкви. Состоит она из кардинала-префекта (назначаемого из живущих в Риме), кардиналов, секретарей (большая часть их из епископов и прелатов или монахи; им принадлежит наиболее деятельная роль; на секретаре лежит обязанность подготовки нужного материала и внесение его для обсуждение в конгрегацию известных вопросов) и советников (выбранных из числа наиболее просвещенных лиц духовенства, назначаемых папой по письменному распоряжению кардинала статс-секретаря; если советник к тому же состоит членом монашеского ордена, то таковой может быть удален из Рима, не иначе, как после испрошение на это разрешение у папы). Кардиналы и советники могут быть членами нескольких конгрегаций, Решение конгрегации скрепляется подписями кардинала-префекта и секретаря, который в определенные дни принимается папой, который, в свою очередь, утверждает решении конгрегации окончательно, Начало возникновение конгрегации этих относится к концу IX в., при папе Иоанне VIII, который установил собрание кардиналов дважды в месяц для обсуждение церковных дел и духовной дисциплины. Все эти конгрегации кардиналов подчинены власти папы. От папы зависит учреждение, упразднение и изменение конгрегаций. Папа является префектом конгрегаций: инквизиции (или св. Ферфиции), в которой секретарем всегда бывает кардинал), апостолической и консисториальной. Конгрегация пропаганды имела прежде трех префектов-кардиналов (главного преф., преф. экономии и преф. типографии). Теперь должности префекта главного и экономии соединили в одну, а должность префекта типографии упразднена в 1910 году (вошла в состав ватиканской типографии). Первая правильно организованная конгрегация кардиналов была конгрегация инквизиции (св. Ферфинции) основана Павлом VII в первой половине XVI в. Папа Сикст V учредил пятнадцать конгрегаций кардиналов и префекта для каждой из них. Первая реформа этих конгрегаций была совершена при папе Бенедикте XIV и последняя при папе Пие Х-м.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle