издательство П.П. Сойкина

Источник

Консистория

Консистория – учреждение, ведающее суд и управл. епарх. Впервые название «Консистория» встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 года, говорящем об образовании «московской консистории» в гор. Москве. Она должна была находиться в ведении архиепископа сарского и подонского и советника Св. Синода Леонида. В ней должны были присутствовать архимандриты Петровского и Донского монастырей: Сергий и Иоаким. Ведению этой консистории подлежали: «синодальной области дела, до духовн. правительства надлежащие, рассуждать и определять и решать, а о важных делах, которые без синодального суждение решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные донесения, на которые и решение требовать и как от Синода определено будет, так в том и поступать». Учреждения, похожие по своему устройству на консистории, существовали еще и в древнехристианской церкви – это были пресвитерские советы, бывшие при епископских кафедрах. Что касается русской православной церкви, то в ней вспомогательными учреждениями служили соборы духовных, а позднее приказы по духовным делам, в ведении которых были распорядительная, хозяйственная и другие обязанности. После введение синодального церковного устройства, архиереи, в качестве вспомогательных учреждений, стали устраивать учреждение, носившие разные название: «Канцелярии духовного правление», «Канцелярий» и др. Официальное определение «Консистория», как уже было указано выше, появилось лишь в 1722 году. В 1744 году всем правительственным учреждением, находившимся при архиереях, было повелено называться «Консисториями». Сначала в вспомогательные учреждение входили лишь представители монашествующего духовенства и только после переименования их в «консистории» получили туда доступ и представители белого духовенства, число которых постепенно увеличивали к в 1797 году было Высочайше повелено, чтобы: «между, присутствующими быть, по крайней мере, половине из белаго священства"· По уставу 1883 года, действующего и поныне, «духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархиею», она находится в ведении Св. Синода, принимает от него указы и, «кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ея решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства». Консистория делится на присутствие и канцелярию. Присутствие состоит из представителей монашествующего и белого духовенства, число которых определено по штатам, но, в случае надобности, назначаются еще члены, которых представляет епархиальный архиерей на утверждение Синода. В обеих столицах консистория делится на два присутствия. Во власти архиерея устранить члена консистории от рассмотрения дела, к которому он причастен, удалить члена от присутствования, если он подвергается ответственности по обвинению, до выяснения дела о нем и назначить новых членов, если почему-либо число членов сразу уменьшилось. Для производства дел при консисториях существуют канцелярии, начальником которой является секретарь, его назначение и увольнение зависит от Св. Синода, по предложению обер-прокурора, в ведении которого он находится и предписание которого для него обязательны. По своему внешнему устройству, консистории должны быть подобны другим губернским учреждением и отличаются лишь временем присутствий, так как члены присутствий должны сообразоваться со своими обязанностями священнослужителей. Так, например, в субботу вообще присутствия не бывает, и собираются лишь в случаях особой надобности; точно также не присутствуют в первую и последнюю недели, а также в каждую пятницу Великого поста и др. дни. В качестве светских служащих канцелярии являются еще столоначальники, в ведении которых находятся «столы» или отделы с определенным кругом дел. Дела, подлежащие ведению консистории следующие: наблюдение за церковным хозяйством, за благолепием и красотой храмов, за должностными лицами, проверка и хранение документов, бракоразводные дела и многие другие, имеющие отношение к церкви. Конечно, одна из главных задач консисторий – это охрана и распространение православной веры. Все дела, поступающие на рассмотрение консистории, должны быть решаемы единогласно, а потому в случае возникновение разногласий, на обязанности секретаря лежит объяснить существо дела и тех законов, на основании которых решение может быть единогласным. Докладывает дела, обыкновенно, секретарь, могут докладывать и столоначальники, но под наблюдением секретаря. Если же, несмотря на разъяснение секретаря, члены не пришли к единогласному решению, то протокол составляется согласно постановлению большинства голосов, причем несогласное мнение излагается письменно и должно быть представлено в течение трех дней. Все постановление консистории представляются на утверждение епархиального архиерея, который может вернуть дела для пересмотра и в случае новых разногласий постановить собственное решение. Ввиду недовольств, которые часто вызывала консистория, благодаря своему неудовлетворительному устройству, предсоборное присутствие, собиравшееся в Петербурге в 1906 году, решило их коренным образом реорганизовать. По новому проекту они должны называться «епархиальными правлениями». Так как решение дел в консисториях затягивается на весьма долгое время, Св. Синод нашел возможным по некоторым из них ввести упрощенное и ускоренное производство. Так, в 1910 году был принят ряд мер к ускорению и упрощению дел по некоторым вопросам: о вступлении в брак в некоторых степенях родства, о присоединении к православию и некоторых других. Консисториям было предоставлено действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнение согласно установленному порядку;. по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса не решающим существа дела. В консисториях, с особенно большим производством, преосвященные могут предоставлять секретарям делать самим надлежащие распоряжения: по гербовому сбору, по бумагам подлежащим принятию к сведению или приложению к делу, по передаче по принадлежности ошибочно поступивших бумаг и по наведению справок. Было предложено избегать многословия в журналах и протоколах и излагать лишь дело и основание для его решения в резолютивной части. Секретарю предоставлялось избирать писцов, чиновников штатных и нештатных, назначение нештатным содержание и праздничных, и некоторые другие упрощения.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle