А.А. Половцов

Нарушевич, Адам Станислав Георгиевич, епископ

Нарушевич, Адам Станислав Георгиевич (Adam Stanisław Naruszewicz), луцкий римско-католический епископ, профессор виленского университета (академии), поэт и историк, один из главнейших представителей «эпохи просвещения» в Польше, род. в 1733 г., ум. 6 июля 1796 г. Нарушевич происходил из белорусской дворянской фамилии; воспитание получил в Пинске, в иезуитской коллегии и 15-ти лет от роду был приписан к ордену. Высшее образование получил за границей, между прочим, в Лионе, вернувшись откуда был назначен одним из четырех профессоров латинской словесности в Виленской академии.

К 1757 году относится издание первого литературного труда Нарушевича, а именно, собранных им из рукописных материалов поэтических произведений Сарбиевского с приложением его собственной проповеди, произнесенной при перенесении мощей св. Казимира, и писем его к Станиславу Лубенскому. Благодаря поддержке, оказанной Нарушевичу кн. Михаилом Чарторижским, он получил возможность совершить путешествие с научными целями по Франции, Италии и Германии; по возвращении преподавал сначала пиитику в Виленской академии, а затем пиитику и богословие в Варшавской «Colleginm nobilium». С этого времени, особенно после вступления на престол короля Станислава-Августа, полюбившего Нарушевича, начинается эпоха наиболее широкой литературной деятельности Н. Он собирает переводы Горация, сам переводит его, а также Тацита. С 1770 г. он предпринимает вдвоем с Альбертрандом издание журнала, посвященного изящной литературе «Приятные и полезные развлечения» («Zabawy przyjemne i pozyteczne»), в котором помещает свои лирические и сатирические стихотворения. Собрание своих произведений – оригинальных и переводных – Нарушевич издал впервые в 1778 году в четырех томах под общим заглавием «Сочинения».

Обыкновенно на Нарушевича смотрят как на панегириста, но взгляд этот нельзя принимать без оговорок. Нарушевич воспевал короля, как мецената, как покровителя наук и искусств, но это обстоятельство нисколько не мешало ему высказывать королю, даже в одах, горькие истины, жаловаться на то, что он, король Станислав-Август, не оправдал тех ожиданий и розовых надежд, которые общество возлагало на него в то время, когда он был графом Станиславом Понятовским. Часто, начиная с похвалы короля, Нарушевич развивает в своей оде идею, имеющую большое политическое или общественное значение; часто он пишет оды, в которых нет никаких восхвалений, а проводится какая-либо важная для всего народа патриотическая идея. Из последних следует отметить оды: «На возвращение сенаторов» («Nа powrót senatorów»), «На портреты древних поляков» («Na obrazy Polaków starozytnych») и совершеннейшее из его лирических произведений «На мощный и красноречивый глас усопших» («Na pełen siły i wymowy «Głos umarłych»«), в котором поэт собрал воедино все рассеянные по разным одам свои взгляды на прошлое и задачи настоящего. Среди шумной оргии времен Понятовского голос Адама Нарушевича звучит, как вещее и грозное «memento mori!», и сам он смотрит угрюмым и желчным моралистом. Общественные взгляды Нарушевича напоминают философские воззрения английского философа Гоббеса: по его мнению, в мире есть только тираны и их жертвы: все зиждется на одном только эгоизме (Ср. оды: «О безбрачии», «Об обязанностях человека», «К облакам», «К справедливости», «Клеветникам», «К мудрости», «К ручью», «Vanitas vanitalum» и др.).

Меньшее значение имеют описательные и эротические стихотворения Нарушевича, так как они тяжеловаты и в них мало образов. Заурядны также и его идиллии – почти все переводные – (с немецкого – Гесснер; с французского – идиллические писатели XVII в.).

Самыми замечательными поэтическими произведениями Нарушеврча являются его «Сатиры». В них он подражал Буало, но по-своему, предпочитая образный и сильный, иногда даже грубоватый язык французским скромным и осторожным выражениям. Лучшие из сатир – «Худой писатель» («Chudy Îiterat») и «Редуты»: в них превосходно изображено умственное состояние общества и выведены великолепные типы. – За «Сатирами» по достоинству следуют «Басни» (числом 11), имевшие целью осмеяние общественных недостатков, – очень живые и образные (Ср. «Крыса в пустыне»). «Эпиграммы» Нарушевича не отличаются веселым юмором; в них преобладает сарказм Из них лучше всего «Фрагмент». Кроме того, следует отметить еще переводы Нарушевича из Анакреона, изд. в Варшаве в 1774 году.

После уничтожения ордена иезуитов в 1773 году Нарушевич удалился из Варшавы в нынешнюю Виленскую губернию, где получил в управление два прихода.

Вдали от столичного шума он написал большую поэму: «На иезуитских обломках» («Na ruInie Iezuitów»), Варшава, 1775 г. Вскоре после того король выхлопотал для Нарушевича должность второго епископа (coadiutor) Смоленской епархии.

Повышение Нарушевича в духовной иерархии было с радостью встречено обществом. В 1787 году Нарушевич сопровождал короля Станислава-Августа в его путешествии по Украине и был представлен в Каневе императрице Екатерине II, которой поднес свое «Описание Тавриды» (Tauryka, czyli wiadomości starozytne i późniejsze о stanie i mieszkańcach Krymu»), историческое исследование о Крымском полуострове и его населении в древнейшее и новейшее время. Императрица обласкала Нарушевича, пожаловала ему наперсный крест, драгоценный перстень и назначила 500 червонцев пожизненной пенсии. Она часто беседовала с Нарушевичем, особенно об его исторических трудах, которыми живо интересовалась. К тому времени Нарушевич успел уже написать значительную часть своего капитального труда «Истории польского народа» («Historya narodu polskiego»), труда, порученного ему королем вскоре после назначения его Смоленским епископом. Многие мнения, заметки и выводы Нарушевича признаются справедливыми и в новейшей науке, а то, что он признал негодным своей удивительной критикой, не могло уже никогда возвыситься на степень достоверного исторического материала. Заслуги Нарушевича, как историка, в том, что он сумел произвести критическую переоценку исторических фактов и этим указал путь к правильной работе будущим историкам: его справедливо считают родоначальником критического метода в польской исторической науке.

Нарушевич принимал участие в четырехлетнем сейме, – причем примыкал к партии, желавшей провести реформы. В 1790 году он был назначен луцким епископом и в этой должности в 1792 году произнес речь в память конституции 3 мая 1791 года. Затем Нарушевич удалился с общественной сцены.

Кроме упомянутых трудов его, следует еще отметить ценное исследование «История Ивана-Карла Ходкевича, воеводы виленского, великого гетмана великого княжества Литовского» («Historya Jana Karola Chodkiewicza,WojewodyWileńskiego, Hetmana Wielkiego W. X. Lit.»), Варшава, 1805 г., в котором изображены главные моменты царствования короля Сигизмунда III. Из других трудов Нарушевича заслуживает внимание описание путешествия короля Станислава-Августа в Малороссию в 1787 году («Dyaryusz podrózy Stanisława-Augusta krola na Ukrainę w roku 1787»), изданное в Варшаве в 1788 и 1805 гг. и упоминавшееся уже «Описание Тавриды».

Лучшая биография Адама Нарушевича написана Юлианом Бартошевичем в I-м томе его сочинения: «Znakomici męźowie polscy w wieku XVIII» (С.-Петербург, 1853 г.); О поэтической его деятельности см. Иосифа Крашевского «Nowe studja literackie» (Варшава, 1843 г.) и «Wybor pism», том X (Варшава и Краков, 1894 г.); о сатирах его подробное и тщательное исследование Игнатия Хржановского в «Pamiętniku literackim» (Львов, 1902 г.); Пыпин и Спасович, «Обзор истории славянских литератур». СПб., 1865 г.; «Истории польской литературы» Рогальского, Бартошевича, Здановича, Войцицкого; Влад.-Смоленский. «История польского народа». СПб. и подлинник «Dzieje narodu polskiego» (Варшава, 1904 г.); «Таврикия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма и его жителях до наших времен». Сочинение луцкого епископа Адама Нарушевича. Киев, 1788; А. Н. Пыпин. «История русской этнографии». (СПб., 1891) I, 231, 295; III, 93, 114, 122; IV, 42; «Дневник А. В. Храповицкого». СПб., 1874; «Podróź Stanisława Augusta do Kaniowa, odbyta w 1787 roku» (Вильно, 1860 г.); Камер Фурьерский Журнал» 1787 года; «Епсуklopedja Powszechna Wielka Illustrowana» (Серия II, т. 1–2); «Encyklopedja Powszechna» Orgelbranda, т. 19; «Энциклопедические Словари» Брокгауза и Ефрона, Березина, Толля; «Росписи» Сопикова и Смирдина;»ВIbliоgrаfjа Polska ХVIII stólecia» Эстрейхера; «Русская Старина» т. II, 296; «Русский Архив» 1874 г., кн. 943.

Комментарии для сайта Cackle