А.А. Половцов

Собко, Петр Иванович

Собко, Петр Иванович, действ. статск. советн., профессор Института инженеров путей сообщения и Горного института (по теоретической механике), род. в Киеве 18 мая 1819 г., ум. 14 ноября 1870 г. в С.-Петербурге. Несмотря на ограниченные средства его матери, он был помещен ею в 1829 г. не в Дворянский полк, куда он был зачислен, а в гимназию высших наук князя Безбородко, в третий класс. Окончив в 1836 г. гимназию, когда она уже была преобразована в лицей, С., отличавшийся еще в гимназии своими способностями к математике, поступил в Институт корпуса путей сообщения (в 1837 г.). По окончании курса в июне 1840 г. он был произведен в поручики и затем назначен репетитором в институте по рациональной механике и составлению проектов по строительному искусству.

В 1841 г. он напечатал в «Журнале Главного Управления путей сообщения и публичных зданий» (т. II, кн. 1 и 2, стр. 30 и 92) «Извлечение из первой и второй публичных лекций трансцендентного анализа, читанных академиком Остроградским» и с этих пор стал деятельно сотрудничать в этом журнале. В 1846 г. напечатал там же «Проект висячего моста через Неву в С.-Петербурге» (т. III, № 2, стр. 195), составленный им в 1839–1840 гг. под руководством главного составителя этого проекта П. И. Кербедза, а вскоре затем издал для руководства воспитанников Института путей сообщения по курсу мостов, который он стал читать с 1844 г., прекрасный атлас мостов, вышедший под заглавием: «Чертежи курса построений. Основания каменных зданий. Мосты». (СПб. 1849). Еще раньше, в 1843 г. С. стал читать в Горном институте лекции по теоретической механике, которую он преподавал там в течение 12 лет до 1855 г., а с 1846 по 1849 гг. преподавал, кроме того, практическую механику и аналитическую геометрию в 1-м кадетском корпусе. Летом 1849 и 1850 гг. он предпринял вместе с профессором О. С. Сулимою две поездки для осмотра различных сооружений на Мариинской и Тихвинской системах, на канале Сайма в Финляндии и на Николаевской железной дороге, собирая материал для задуманного им курса строительного искусства. На основании собранных им в это время заметок напечатана была им вместе с Сулимою статья: «Гидравлический раствор, употребляемый при работах каналa Сайма» («Журн. Главн. Управл. путей сообщ. и публичн. зданий». 1851, № 6, стр. 174). В 1854 г. он издал вместе с инженером В. Глуховым «Памятную книжку для инженеров и архитекторов, или собрание таблиц, правил и формул, относящихся к математике, физике, геодезии, строительному искусству и практической механике» (СПб. 1854 г. 16°), имевшую огромный успех, как практическая справочная книга, и вышедшую уже после смерти С. вторым изданием в 1872 г. Летом 1857 г. он предпринял путешествие за границу, где успел осмотреть различные замечательные сооружения и по возвращении принялся за составление «курса строительного искусства», но административная деятельность на С.– Петербургско-Варшавской железной дороге, на которой он занял должность главного инженера службы ремонта пути и зданий, помешала изданию этого курса. В 1869 г. он был назначен заведующим службой подвижного состава и тяги на той же дороге и занимал эту должность до самой смерти. Кроме упомянутого выше курса мостов, С. читал в Институте инженеров путей сообщения еще теорию устройства сооружений вообще, курс дорог, обыкновенных и железных (с 1849 г.) и теорию сопротивления строительных материалов, причем для исследования строительных материалов по его проекту в механической лабораторий были устроены особенно точные приборы.

Печатные труды С.: «Чугунный судоходный мост», перевод с франц., («Журн. Главн. Упр. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1843, кн. 1, стр. 195); «Морской клей» (Там же, 1845, т. II, № 4, стр. 21); «Пародействующий механизм для забивки свай, ковки железа и ковки камней» (Там же, 1846, № 3, стр. 146); «Механическая формовка гончарных водопроводных труб, кирпича, черепицы, изразцов и других глиняных изделий» (Там же, 1847, № 3, стр. 107); «Исторический взгляд на гидротехнические сооружения в Нидерландах» (Там же, 1847, № 5 и 6, стр. 59 и 123; 1848 г. № 1, стр. 1); «Новые опыты над сопротивлением воздуха при движении поездов» (Там же, 1848, № 3, стр. 135); «Подъемные мосты» (Там же, 1848, № 4, стр. 1); «Новые исследования трубки Пито» (Там же, стр. 70); «Исследование расходов по движению на железных дорогах» (Там же, 1848, № 6, стр. 188); «Фашинные тюфяки, употребляемые при устройстве висячего моста на Днепре в Киеве» (Там же, 1849, № 6, стр. 157); «Программа механики для II специального курса военно-учебных заведений» (СПб. 1849. 8°). Издана Собко вместе с Остроградским; «Теория сопротивления строительных материалов» («Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1850, т. XI № 1 и 2, стр. 27 и 73. Также отдельно. СПб. 1851. 8°); «Трубчатые мосты Конуэйский и Британский на Честер-Голигедской железной дороге, в Англии» (Там же, т. XII, № 5, стр. 85); «Исследование вопроса об употреблении железа в сооружениях на железных дорогах» (Там же, 1851, т. XIII, № 1, стр. 10); «Устройство дока в Грэт-Гримсби» (Там же, 1851, № 4, стр. 1); «Винтовые сваи и якоря» (Там же, 1851, № 6, стр. 141); «Предел безопасного существования висячих мостов на проволочных канатах» (Там же, 1852, № 4, стр. 44); «Устойчивость деревянных и металлических мостов арочной системы. Разбор системы Кулибина» (Там же, т. ΧVΙΙΙ, № 5, стр. 77); «Формулы для расчета зубчатых колес цилиндрических. Формулы и пример для расчета колеса Понсле» (СПб. 1854); «Результаты опытов над механическим сопротивлением камней, которые предполагается употребить в Севастополе при сооружении памятников адмиралам» (Там же, 1858, № 5, стр. 234.); «Несколько слов о компании русской лесной торговли» («СПб. Ведом.» 1858, № 72, и отдельно СПб. 1858); «Заметка на статьи г. инженера Главного Общества Российских Железных Дорог, помещенные в «Journal de St. Pétersbourg» (Там же, 1860, № 106 и отдельно СПб. 1860. 8°); «Одессо-Киево-Курская железная дорога. Инструкция для производства полевых работ, относящихся к определению вида поверхности земли и рода верхнего слоя, для составления предварительного проекта» (СПб. 1859. 8°); «Положение о техниках, производящих изыскания для составления предварительного проекта» (СПб. 1859. 8°); «О необходимости описания замечательных работ, исполненных в России» («Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1861, № 4, стр. 95); «Программа данных, относящихся к определению отверстий труб и небольших мостов» (Там же, стр. 111); «Гельсингфорсо-Тавастгусская дорога» (Там же, 1861, № 5, стр. 1); «О препятствиях к движению на иностранных железных дорогах от снежных заносов» («Записки Русского Технич. Общества», 1868, № 6, стр. 357); «Бетон Ксанье, привилегированный во Франции, России, Англии, Италии и других странах» (СПб. 1868. 12°). Кроме этих статей, им напечатан еще целый ряд критических разборов иностранных технических книг.

Статья Д. Журавского в книге: «Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко» (СПб. 1881), стр. 457–460. LXXVI–LXXIX и CXL. – С. M. Житков. Биографии инженеров путей сообщения, вып. II (СПб. 1893), стр. 2, 80–85. – Его же, Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I (СПб. 1899), стр. 88, 111, 137, 140, 142–147. – «Русск. Архив», 1872 г., № 10, стр. 1984. – Список лиц, окончивших курс наук в институте инженеров путей сообщения Императора Александра I (СПб. 1883), стр. 44. – Систематич. указатель к «Журналу путей сообщения» за 1826–1865 г. (СПб. 1866).

Комментарии для сайта Cackle