Соболевский, Владимир Петрович
Соболевский, Владимир Петрович, тайный советник, инженер путей сообщения, директор Института инженеров путей сообщения Императора Александра I. род. 21 июня 1809 г., ум. в С.-Петербурге 20 декабря 1882 г. Сын известного горного инженера Петра Григорьевича Соболевского, он на 15-м году поступал в Военно-строительное училище и, по окончании курса в нем, произведен был по экзамену в инженеры путей сообщения (1828 г.). Как один из лучших воспитанников, был принят затем на высшие курсы Института путей сообщения. Произведенный по окончании курса в Институте (1830 г.) в инженер-поручики, он сначала был назначен на работы строившихся тогда шлиссельбургских шлюзов, а затем получил должность репетитора при Институте путей сообщения. Вскоре он также получил приглашение преподавать естественные науки в 1-м и 2-м Кадетских корпусах и в некоторых других учебных заведениях. В 1836 г. занял в Институте кафедру минералогии, а 3 февраля 1849 г. главноуправляющий путями сообщения граф Π. А. Клейнмихель назначил его инспектором классов в Институте, по указанию Я. И. Ростовцева, который, заведуя всеми военно-учебными заведениями, успел оценить Соболевского, как преподавателя во 2-м Корпусе.
В 1856 г. Соболевскому было поручено отправиться за границу для осмотра специальных учебных заведений, а 20 ноября 1861 г. он был назначен директором Института путей сообщения. В следующем году он предложил преобразовать Институт в открытое учебное заведение, и по одобрении этого предложения принимал деятельное участие в выработке положения о коренном преобразовании Института, что совершилось, однако, только в 1864 г. Во время своего управления Институтом, С. много заботился о расширении и улучшении в нем постановки учебного дела. Он обогатил запущенный институтский музей многими моделями, хранившимися до тех пор в Академии Наук, Эрмитаже и других местах, и устроил при Институте химическую и механическую лаборатории. Особенно же он заботился о расширении институтской библиотеки, постоянно приобретая для нее ценные сочинения и манускрипты, так что, найдя в ней всего около 5000 томов, и то почти исключительно на французском языке, он довел число их до 35000. В 1870 г. С. был командирован для исследования наивыгоднейшего направления Уральской железной дороги, а 23 января 1875 г. был назначен членом совета Министерства путей сообщения. С 1844 г. до 1872 г. состоял также редактором Журнала путей сообщения. Особенно тяжело было для него редактирование журнала во время управления графа Π. Α. Клейнмихеля. Денег за труды не платилось ни редактору, ни его помощникам. Редактор должен был вымаливать у своих сослуживцев для журнала статьи, которые иногда возвращались из кабинета главноуправляющего разорванными в клочки. О производящихся в России работах и вовсе было запрещено что-либо печатать. Только при управлении К. В. Чевкина Соболевскому удалось придать журналу должное значение в технической литературе.
Немало напечатал С. в Журнале путей сообщения и своих собственных статей, как оригинальных, так и переводных. Из них следует указать следующие: «Артезианские колодцы» (1832 г., кн. 24); «Средства, служащие к предупреждению и уничтожению фильтраций в гидравлических сооружениях» (1837 г., 1 и 2 томы); Печь для обжигания известковых камней» (1838 г., т. 1); «Геогностическое обозрение старой Финляндии и описание Рускольских мраморных ломок» (1839 г. т. 1); «Новое улучшенное средство употребления антрацита при проплавке чугуна» (1841 г. т. 1); «Предохранение от ржавчины железа и чугуна посредством цинка» (1845 г., т. 1); «Исследование о выборе места для заложения артезианских колодцев» (там же); «Проект соединения Тихого океана с Атлантическим посредством канала через Панамский перешеек (1846 г., т. 4); «Освещение газом» (там же); «Известь и ее употребление в строительном искусстве» (1848 г., т. 8); «Пуцоллана невулканического происхождения» (1848 г., т. 7); «Заметка о металлах и сплавах, употребляемых в строительном искусстве» (1851 г., т. 13 и 14); «Подвижные спуски при переездах на английских железных дорогах» (1853 г., т. 17); «Описание паровозов, устроенных для Земмеринской дороги» (там же); «Мост через реку Кинциг» (1853 г., т. 18); «Опыты над сопротивлением изгибу деревянных балок, скрепленных железом» (1854 г., т. 19); «Новый способ раскружаливания сводов» (там же); «Заметки о разных работах и исследованиях за границей» (1857 г., т. 26); «Специальные учебные заведения по строительной части во Франции, Бельгии и Пруссии» (там же); «Свирский канал и работы по улучшению его узкой части от Шуряжского колена до села Загубья» (1863 г., т. 39).
Житков, Институт инженеров путей сообщения, стр. 71, 88, 111, 119–120, 127, 150–151, 290–291, 482. – Житков, Биографический словарь инженеров путей сообщения. – В. М. Верховский, Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства министерства путей сообщения за 100 лет его существования, 1798–1898 г., стр. 204, 218. – Николаи, Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России, стр. 44–45. – Е. Соколов, 50-летие Института и корпуса инженеров путей сообщения, стр. 77 (СПб. 1859), – Список лиц, окончивших курс наук в Институте инженеров путей сообщения с 1811 по 1882 г. Систематический указатель к Журналу Путей Сообщения за 1826–1875 г.