А.А. Половцов

Стефан (Прибылович), иеромонах

Стефан (Прибылович), иеромонах. На допросе, производившемся в канцелярии сената 24 мая 1777 г., он показал о себе следующее: «Родом поляк, родился в польском городе Ярославле, откуда лет с 25 тому назад (приблизительно в 1692 г.) прибыл в Киев и, по обещанию своему, постригся в монахи Киево-Печерского монастыря, с именем Стефана, тому будет лет с семнадцать» (приблизительно в 1700 г.). На другой год после этого переселился в Москву и в продолжение четырех лет состоял преподавателем философии в Московской академии, был также префектом в ней. Посвященный митрополитом Рязанским (Стефаном Яворским?) в иеромонахи, поселился в Москве и говорил в разных церквах по воскресным и праздничным дням «казания», а в 1711 г. возвратился в Киев и жил по-прежнему в Киево-Печерском монастыре, откуда был послан на игуменство в «приписной» Киево-Печерский Змеевский монастырь; однако в 1716 г. монахами этого монастыря обвинен в ереси, за что был отрешен от игуменства. Быть может, этим бы все дело и кончилось, но случилось так, что вскоре после этого происшествия его потребовали в Петербург, вероятно, для перевода или исправления церковных книг; это обстоятельство вызвало против него официальное обвинение в ереси. Киевский губернатор, князь Дм. Мих. Голицын, в письме своем к князю Меньшикову от 5 февраля 1717 г. пишет следующее: «Изволил писать ко мне, ваша светлость, дабы прислать из Киева в Петербург казнодея Прибыловича. Доношу вашей светлости, такой монах в печерском монастыре есть, только человек не есть состояния доброго, но еретичествует против Восточныя церкви и такое учинил ныне дерзновение: от скольких лет принята была в церкви молитва Манассии, царя иудейска, положенная в часослове, вымарал и внушает, что не должно призывать на помощь Пресвятую Богоматерь и святых угодников Божиих, и за усопших творить поминовения, и предания церкви и соборы святых Божиих уничтоживает». 22 того же февраля письмо это было прочитано в Сенате, который постановил: «Того старца за крепким караулом, не припуская к нему никого, также и о его противностях, о которых в письме... от киевского губернатора объявлено, подлинное известие при доношении прислать в канцелярию Сената немедленно». Указ был послан 23 февраля, а 19 апреля повторен, но С. был отправлен вслед за первым указом при доношении, присланном в Сенат от князя Голицына, в котором передается содержание «ведений», доставленных последнему от архимандрита Киево-Печерския лавры Иоанникия и наместника Змеевского монастыря. 24 мая С. был «разспрашиван» в канцелярии Сената. На допросе он показал, что в молитве царя Манассии он «вычертил» несколько слов, противоречащих истине, отказался читать положенную в акафисте Пресвятей Богородице молитву «Нескверная, неблизная», полагая, что неуместное в ней слово «боголепно» должно быть заменено словом «благолепно», «иного к противности к церкви святой Восточной словом и делом и на письме ничего не изъявлял, кроме диспут и вопросов, как водится в учении философском и богословском», никакой ссоры с архимандритом Киево-Печерского монастыря Иоанникием, а также с наместником и братией сего монастыря у него не было, наместник же и монахи Змеевского монастыря многое написали на него по наговору и по злобе, потому что он, будучи игуменом, смирял их за пьянство и непослушание. В то же время С. представил Сенату написанные им собственноручно «Доводы, ради которых разумел я, яко праведнии патриархи не безгрешны были в живых». В продолжение всего следствия он содержался в тюрьме при канцелярии Сената. 7 июня того же 1717 г. состоялось окончательное решение Сената, в силу которого приказано было С. отправить на поселение в Александро-Свирский монастырь за караулом из двух драгун и «велеть его в том монастыре держать до указу за крепким присмотром, дабы он из того монастыря куды не ушел и тем драгунам в том монастыре быть при нем, Стефане, до указу, а пищу велеть ему давать против его братии». В этой ссылке он пробыл до 3 марта 1718 г., когда «по присланному от князя Меншикова приказу» был переведен в Троицкий Невский монастырь.

О дальнейшей судьбе С. сведения отрывочны. В 1721 г. он состоял «духовным управителем» при Финляндском корпусе, как то значится в перечневой ведомости о духовных управителях в новозавоеванных городах, представленной Синоду из канцелярий Невского монастыря. По определению Синода от 3 августа того же года, последовавшему вследствие именного указа, «обер-иеромонаха Стефана Прибыловича, состоявшего в команде кн. Голицына при г. Або, в главной эскадре», велено было перевести «иеромонахом» на корабль «Ревель», а бывшего на том корабле иеромонаха Иосафа Маевского на его место обер-иеромонахом. В конце того же года, по возвращении Финляндского корпуса в С.-Петербург, местожительством С. назначен был по-прежнему Александро-Невский монастырь. В 1723 г., вследствие устного повеления государя, Синод поручал С. вместе с синодальным советником архимандритом Гавриилом сочиненные о победе на сопротивных ектеньи и молитвы исправить таким образом, «дабы были сочинены смиренным прошением». Ему же Синод поручил заняться исправлением прологов. В доношении своем Синоду от 1 августа 1723 г. С. пишет: «Прислан мне указ... прологи нотовати, от которых един пренотованный послал есмь прежде. Другий же, начинающийся от марта месяца, прочетши таковым образцем нотовах и генералную нотацию сложих, в которой аки чрез перспективу прологи видети мощно есть. Таже собственныя нотации в прологу на маргинесах приложих. Еже всеблаговолите . . . осмотрети и кая суть от недоумения моего милостиви прикрити иже есмь Вашего Святейшества нижайший богомолец иеромонах Стефан Прибылович». В 1726 г. С. уже не было в живых, как то видно из доношения Синоду казначея Новгородского архиерейского дома Феодосия о взыскании с архимандрита Ионы Сальникеева забранных им из помянутого дома разных вещей, в числе которых была лисья шуба «умершего учителя иеромонаха Стефана Прибыловича».

С. написаны следующие сочинения богословского а философского характера: 1) «Путь, его же неведуще, в царствие Божие внити невозможно, от писания божественного показанный» (рукоп. Румянцевского музея); в этом сочинении в форме вопросов и ответов излагается учение об обязанностях христианина в различных званиях и состояниях; 2) «Summulae logicae», anno 1708; 3) «Tractatus phisicus», anno 1710 (рукоп. Московской духовной академии; 4) «Росписание на книгу папежскую, 1720 года» (рукопись Петербургской духовной академии); это сочинение написано против сочинения неизвестного униата: «Вопросы, разрешенные ответами святых отцов», в котором учение Римской церкви оправдывается творениями святых отцов; 5) «Ответы на вопросы о фортуне, о предопределении, о промысле» (рукоп. Румянцевского музея); 6) «Из пролога, напечатанного повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея России самодержцев от сотворения мира 7193 года, от Рождества же по плоти Бога Слова 1685 году, выписаны Аннотации» (рукопись архива Святейш. Синода); 7) «Перспектива к прологам» (там же).

И. Я. Токарев, «Дело об еретичестве Стефана Прибыловича (1717–1718 гг.)», «Чтения Общ. Ист. и Древн.», Москва, 1888 г. – «Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода», т. II, выпуск 1-й, СПб. , 1905 г., стр. 67–69. – И. Чистович, «Феофан Прокопович и его время», СПб. , 1868 г., стр. 21, 214. – «Ученый южнорусс на Вятке в XVIII в. К истории Вятской духовной семинарии», «Календарь Вятской губернии на 1895 год», стр. 303–309. – «Записки Ю. Юлия», «Русский Архив», 1892 г., IX, стр. 33. – Свящ. Михаил Архангельский, «С.-Петербургская епархия от основания С.-Петербурга до воцарения Анны Иоанновны, с 1703 по 1730 год. Составлено на основании источников необнародованных», «Странник», 1866 г., апрель, II, стр. 1–48. – Д. Вишневский, «Киевская академия в первой половине XVIII столетия», Киев, 1903 г., стр. 300. – Сергей Смирнов, «История Московской Словено-Греко-Латинской Академии», Москва, 1855 г., стр. 173 и 205. – Митроп. Евгений, «Словарь о писателях духовного чина», s. v. – Архиепископ Филарет, «Обзор русской духовной литературы». – «Описание дел и документов Архива Св. Синода», т. Ι, №№ 111/374, 126/217, 362/218, т. II, № 187/600, т. III, № 61/14, т. VI, № 15/96. – «Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. С введением и примечаниями Н. И. Петрова», Киев, 1904 г., т. I, ч. 1-ая, стр. 123–124, 107. Ч. 2-ая, стр. 311 и 369. – Н. Петров, «Киевская академия во второй половине XVII в.», Киев, 1895 г., стр. 57. – «Описание дел и документов, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода», т. XX (1740 г.), № 587.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle