А.А. Половцов

Сушков, Николай Васильевич

Сушков, Николай Васильевич, драматург, поэт и журналист; родился 15 ноября 1796 г. Отец его был при Императоре Павле симбирским губернатором, мать – в свое время довольно известной писательницей и переводчицей. Воспитывался С. в Московском благородном пансионе и здесь под влиянием Мерзлякова и образовавшихся в пансионе литературных кружков начал писать. Первые попытки его были уже настолько успешны, что в 1810 г. одно из его стихотворений – «Дружба», удостоилось быть прочитанным на торжественном пансионском акте. Окончивши курс пансиона (1814 г.), С. поступил на службу в министерство юстиции, в котором числился служащим уже с 1807 г. В Петербурге, куда он переехал из-за службы, С., несмотря на свои обширные связи в аристократических сферах, жил довольно скромно и вращался главным образом в литературной сфере. Здесь он сблизился с Державиным, Карамзиным, Крыловым, Гнедичем, Олениным и др.; в этом кружке окончательно сложились его литературные вкусы и воззрения.

С 1815 г. С. стал печататься в целом ряде периодических изданий: «Сыне Отеч.», «Амфионе», «Благонамеренном», «Русск. Пустыннике», «Соревнователе Просвещения и Благотворении», «Музе российск. стихотв.» и др., где появлялись главным образом его стихотворения и мелкие критические заметки. Около этого же времени С. обратился к театру и написал для домашней сцены драму «Тениер, или Анекдот в лицах»; несколько позже ее предполагалось поставить даже на Эрмитажной сцене (напеч. только в 1850 г. в «Драматич. Альбоме» Арапова). Для домашней же сцены предназначались его перевод «Metromanie» Пирона и небольшая оригинальная пьеска «Сюрпризы», за которую он имел неприятности от Милорадовича (последний в одном из действующих лиц пьесы увидел намеки на Петра I).

В 1818 г. С. перешел на службу в первый департамент горных и соляных дел, где занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли. Отдельные отрывки из этой работы были напечатаны в «Отечеств. Записк.» (1821) и «Сибирск. Вестн.» (1821), а через некоторое время в «Горном Журнале» (1827) – связанное с предыдущем исследование: «Об Эльтонском и крымских соленых озерах». Зимою 1822 г. С. был назначен советником соляного отделения Таврической казенной экспедиции и переселился в Симферополь. Предыдущие занятия по изучению соляного промысла помогли ему быстро ориентироваться на новом месте, и он в непродолжительное время целесообразной постановкой дела значительно повысил от него доходы казны. В 1825 г. он был переведен членом Бессарабского верховного совета в Кишиневе, где, неизвестно по каким причинам, в конце 1827 г. или в начале 1828 г. имел дуэль, кончившуюся смертью его противника. Под влиянием этого происшествия, всегда мучившего его, он впоследствии написал в стихах пьесу «Дуэлиоты», несколько раз игранную на Московской сцене. За дуэль С. был присужден к нескольким месяцам крепости и к духовному покаянию, которое пожелал отбыть в Москве. Здесь в нем под влиянием Московского митрополита Филарета постепенно совершился духовный переворот, и С., относившийся раньше недифферентно к вопросам веры, стал человеком в высшей степени религиозным в духе православия; этот перелом отразился на всей его последующей жизни и деятельности, а также и на его позднейших произведениях.

Отбыв установленное церковное покаяние, он зачислился по министерству внутренних дел и переехал в Петербург, но уже в 1830 г. командирован в Митаву председателем «Комиссии для обревизования земских сборов по Курляндии», а вскоре за тем назначен управляющим «канцелярии начальника временно образованной, по случаю волнений в Западном крае, из Жмудских уездов области». После подавления польского восстания он переведен в Вильну правителем канцелярии виленского генерал-губернатора Н. А. Долгорукова. В 1835 г. был приглашен гр. Толлем на должность вице-директора единственного в то время департамента путей сообщения, а в 1838 г. (в этом же году женился) получил назначение губернатором в Минск.

Его губернаторство в Минске совпало с моментом деятельности Иосифа Семашко, стремившегося к воссоединению униатов. Сделавшись под влиянием митрополита Филарета убежденным сторонником и защитником господствующей церкви, С. к деятельности Семашко отнесся более чем сочувственно, и его слишком прямолинейная политика в этом вопросе стоила ему губернаторского места. После этого он совсем покинул службу и навсегда поселился в Москве. Когда в 1845 г. М. И. Муравьев, тогдашний управляющий межевым корпусом, предложил ему поступить на службу в качестве своего товарища, С. отказался в весьма характерных для него выражениях: «Я не честолюбив и не любостяжателен, – писал он Муравьеву; – стало быть, перевязать со временем ленту с одного плеча на другое или же из превосходительства возрасти в превосходительство с четвертью – не пища моему самолюбию, а хлопотать об аренде, когда я прожил 50 лет без богатства, и поздно и не нужно».

Начиная с 1818 г. и до отставки, С., поглощенный служебными обязанностями, совершенно прекратил занятия литературой (только в 1823 г. напечатал раньше написанную «лирическую трагедию» в 3 д. «Сафо»), растерял за этот двадцатилетний период все прежние литературные связи, а самое главное – совершенно утратил духовную связь с новыми литературными веяниями и направлениями. Время ложноклассических трагедий и комедий, написанных александрийскими стихами, безвозвратно прошло, наступила новая литературная эпоха, эпоха западничества и славянофильства. Привыкши к безобидной журналистике 1815–20 гг., С. не понимал новой роли литературы, новой роли журналов, роли вновь возникшей критики и т. д. «Литературное поприще мое, – говорит сам С., бросая ретроспективный взгляд на свою литературную деятельность, – разломано надвое; середину между двумя половинами наполняет служебная деятельность. С одного конца – молодость и успехи, на другом конце – старость и помехи». Сущность дела коренилась, конечно, не только в «старости и помехах», она лежала гораздо глубже – в новых условиях, которых С. не мог охватить, которым он был совершенно чужд. И когда он, поселившись в Москве, вновь принялся за литературную деятельность, то с первых же шагов потерпел неудачу. По предложению «Москвитянина» почтить 700-летие Москвы литературным произведением, С. написал поэму «Москва», в которой в стихах и лицах пытался дать характеристику главных моментов в истории развития древней столицы. Поэма встретила резкий отзыв со стороны всех журналов и критиков того времени. Напечатанную вскоре за этим драму «Бедность и благотворительность» критика совершенно обошла молчанием. По поводу резких нападок на «Москву» С. ответил брошюрой полемического характера: «Несколько слов на отзывы журналов о поэме «Москва», но этим еще более ухудшил отношение к себе журнальной критики.

Значительно большим успехом пользовались произведения С. на сцене. Хотя драматическая поэма «Москва» и драма «Бедность и благотворительность», несмотря на всю их невинность, цензурой допущены к постановке на сцене и не были, но напечатанная в «Москвитянине» (1849 г.) небольшая пьеса: «Комедия без свадьбы» игралась несколько раз. Кроме того между 1850–1858 гг. в бенефисы видных артистов были играны следующие его пьесы, написанные и напечатанные в тот же промежуток времени: «Раканы» (1850, бенефис Садовского), «Движущиеся столы» (1853, бенеф. Семеновой), «Молдавская Кукона» (бенеф. Щепкина), «Мазогин» (1852) и «Современные вопросы и женихи всех времен» (1858).

В это же время С. писал и не для театра. В 1885 г. он издал сборник стихотворений под заглавием «Книга печалей», а между 1851–53 г. издал три сборника альманаха под названием «Раут». В третьем из них была помещена статья С. «Обоз к потомству», в которой заключались личные его воспоминания о литераторах того времени. Статья вызвала ряд пасквилей на автора со стороны недовольных литераторов. Нечто подобное пришлось ему вынести и после напечатания в 1864 г. «Воспоминаний о Тучкове, московском генерал-губернаторе». В 1858 г. была им издана книга «Московский университетский благородный пансион», очень ценная работа, дающая обильный материал для истории этого привилегированного учебного заведения и беспристрастные характеристики-воспоминания о многих лицах, учившихся в нем и впоследствии ставших видными государственными деятелями. Наконец к 1868 г. относятся его «Воспоминания о жизни и времени святителя Филарета». За их пополнением застала его смерть. В последние годы С. состоял членом Московского общества любителей духовного просвещения, имевшего целью распространение научно-богословских и исторических сведений.

Умер С. 7 июля 1871 г.

«Указатель к повременным изданиям Общ. Ист. и Древн. Рос.» прилож. к «Русск. Архиву», 1866 г., №№ 1007, 1063, 1170, 1171, 1251, 1454, 1493, 1569, 1573, 1600, 1601, 1653, 1710. – «Сборн. И. Русск. Ист. Общ.», т. XXVI, стр. 218. – «Сочинения К. Батюшкова». – В. Майков, «Критические опыты». – Щебальский, «Литератор старого времени», «Русск. Вестн.», 1871 г., № 11. – «Сведения о русских писателях, умерших в 1871 г.», «Русский Архив», 1873 г., № 8, стр. 1506–1507. – «Надгробное слово протоиерея И. Рождественского», «Моск. Епарх. Ведом,», 1871 г., № 29. – Некрологи: «Русский Архив», 1871 г., № 10, стр. 1473, – «С.-Петерб. Вед.», 1871 г., № 41. – «Некрологи», 1871 г., № 36. – «Голос», 1871 г., № 40. – «Календарь на 1872 г.», Гатцука, стр. 245.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle