А.А. Половцов

Телешова, Екатерина Александровна

Телешова, Екатерина Александровна, ученица Дидло, любимая балерина Петербургских Императорских театров, известная своим талантливым исполнением пантомимных ролей. Родилась в 1805 г., умерла в 1850 г. Воспитывалась в Императорском театральном училище. Еще воспитанницей Т. обратила на себя внимание графа M. A. Милорадовича, тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора. Благодаря его покровительству и родству с драматургом князем А. А. Шаховским, Т. стали выделять среди остальных учениц училища, и она стала выступать на петербургской сцене. Впервые она выступила в 1819 г. в балете «Зефир и Флора», исполняя роль Гименея. В 1821 г. она обратила на себя внимание удачным исполнением роли Бабеты в балете «Дезертир», а в следующем году имела решительный успех в балете «Разрушенный кумир», поставленном Дидло в бенефис знаменитой балерины Истоминой.

Курс театрального училища T. окончила в 1823 г. и с тех пор постоянно стала выступать на балетной сцене, восхищая всех своей легкостью и грацией. Фаддей Булгарин («Русская Талия») пишет о ней: «Телешова юная питомица Терпсихоры, отличная в трудном искусстве пантомимы, все свои роли исполняет с необыкновенным успехом. Она подает большие надежды своим постоянным стремлением к совершенствованию». По словам современников, Т. была красавица, стройная, изящная, увлекательная. Красотой и талантом она приобрела многих восторженных поклонников, среди которых находились Милорадович и Грибоедов. Последний писал о ней своему другу: «Телешова в три-четыре вечера меня с ума свела». В свое время было много толков о том, что личная история из-за T., которая вышла у Грибоедова с гр. Милорадовичем, помешала постановке в 1825 г. «Горе от ума» на петербургской сцене. По поводу выступления T. в роли волшебницы, обольщающей витязя («Руслан и Людмила»), Грибоедов написал «Послание к Телешовой» (напечатанное в «Сыне Отечества» за 1825 год):

О, кто она? Любовь, Харита?

Иль Пери из страны иной?

Эдем покинула родной,

Тончайшим облаком обвита?..

Зачем манишь рукою нежной,

Зачем влачишь из дальних стран

Пришельца в плен твой неизбежный

К страданью неисцельных ран.

Особенным успехом пользовалась Т. в балетах «Дезертир», исполняя роль Луизы, «Федра», «Возвращение из Индии», «Фенелла», исполняя с громадным успехом роль немой Фенеллы. Выступала она неоднократно в драматических ролях, напр. в драмах Скриба, особенно удачно в роли русской сироты Ольги.

Вольф, «Хроника петербургских театров». – Плещеев, «Наш балет». – Арапов, «Летопись русского театра». – «Пантеон русских и всех европейских театров» за 1840 г. – Покровский. «Биография Грибоедова», – Соч. Грибоедова, т. I, стр. 190 (письмо к Бегичеву). – «Сын Отечества». 1825 – «Русская Талия», 1825.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle