Тихон, преподобный Медынский, Калужский
Тихон, преподобный Медынский, основатель Медынской, ныне Тихоновой пустыни, жил в XV веке. Вследствие литовского разорения почти не сохранилось письменных памятников о жизни T.; согласно старинной службе преподобному и преданиям основанной им обители, Т. в молодых еще годах принял пострижение в Москве. Есть основание думать, что он был учеником преподобного Пафнутия Боровского, умершего в 1477 г.: в монастыре и в городских церквах Калуги долгое время хранились древние иконы, изображавшие Пафнутия Боровского, ученика его Никифора и Т. Стремясь к уединению, он удалился в глухой лес Ярославца Малого, бывшего тогда во владении князя Ярослава, сына Владимира Андреевича Храброго, в нынешней Калужской губернии. Здесь он поселился в дупле исполинского дуба, на берегу реки Вепрейки, в 15 верстах от города Медыни; остатки этого дуба, разрушенного впоследствии грозой, хранятся и поныне. Пищей ему служили «былии саморосленные», а питьем – вода из колодезя, который он сам ископал. Предание говорит, что однажды князь Ярослав Владимирович, во время охоты встретив в лесу T., пришел в большую ярость, приказал ему немедленно удалиться из его владений и замахнулся на него плетью, но вдруг рука у него онемела и осталась неподвижной вместе с плетью. Пораженный этим чудом князь просил у преподобного прощения и обещал сделать пожертвование на построение обители. Вскоре вести о жизни Т. стали доходить до окрестного населения, и с ним стали селиться. Тогда была основана на берегу реки Вепрейки обитель в честь успенья Божьей Матери; Т. по предложению братии принял сан игумена. По монастырскому преданию он скончался в глубокой старости схимником, как он записан в синодике Лаврентиева монастыря, где имя его поставлено вслед за именем Лаврентия. Год его смерти, 1492, достоверно определен по рукописи, хранящейся в библиотеке Московской духовной академии (под № 509), писанной в XVII веке; рукопись эта содержит подробное перечисление святых российской церкви, составленное, как видно из предисловия, при царе Феодоре Иоанновиче. В ней сказано: «Преподобный Тихон, иже бысть на Оце реки, преставися в лето 7000 (1492)». Мощи его почивают под спудом в соборной церкви обители Преображения Господня; на них, как рассказывается в разных житиях этого святого, совершилось много чудесных исцелений. Из вкладной книги Тихоновой обители 1666 г., списанной дословно с прежней, видно, что уже в 1580 г. T. именовался преподобным. Память его празднуется 16 июня. В честь его составлена полная служба: стихири, канон и акафист; служба утверждена в 1805 г. епископом калужским Феофилактом. В иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге; подобием надсед, брада яки Власиева, ризы преподобническия и в схиме».
«Преподобный Тихон, основатель Тихоновой, пустыни калужский чудотворец», Калуга 1874, 2-е изд. 1887. – «Словарь исторический о святых российской церкви», СПб. 1862, 2-е изд., стр. 229. – Ф. А. Ч. (Филарет), «Русские святые», Чернигов 1863, мес. июнь, стр. 97–98. – Амвросий, «История российской иерархии», Москва 1807–1815, т. VI, стр. 401. – П. Строев, «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», СПб. 1877, стр. 585. – Н. Барсуков, «Источники русской агиографии», СПб. 1882, стр. 560. – «Чтения в обществе Истории и Древностей Российских», 1862, кн. 2, стр. 46–48. – «Калужские Епархиальные Ведомости», 1867, №№ 20 и 21; 1871, №№ 7, 8 и 11; 1874, №№ 8 и 9. – В. И. Межов, «Русская историческая библиография за 1865–1876 гг.», СПб. 1882, т. III, стр. 33, № 27110; стр. 51–52, №№ 27745, 27746. – Игнатий, «Краткие жизнеописания русских святых», ч. I. – Преосвящен. Сергий, «Месяцеслов Вестника», 1875–76, прилож. к II ч., стр. 200, ч. I, стр. 161. – София Дестунис, «Жития святых», СПб. 1891, мес. июль, стр. 65. – «Душеполезное Чтение», 1887, ч. III, стр. 161–166.
Тихон, святой Луховский, Костромской
Тихон (в миру Тимофей) – святой Луховский, жил в XV веке, родился в пределах великого княжества Литовского, где некоторое время был на военной службе. В 1452 г. переселился из Вильны в Москву, жил здесь в различных монастырях и в одном из них принял пострижение. Вскоре за тем удалился на реку Луху, где находились владения князя Ф. Бельского. T. выпросил у него небольшой участок земли в урочище Копытовке и поставил себе там келью. Через некоторое время к нему присоединились два инока, Фотий и Герасим. Втроем они переселились на более удобное место за 3 версты от Копытовки. Т. искусно писал книги и был хорошим токарем; плоды своих трудов, как и трудов учеников, он продавал, и это давало инокам средства к существованию. Т. отказался придать священнический сан и до самой своей смерти остался простым монахом.
Умер 16 июня 1503 г. У П. Строева и некоторых других годом его смерти показан 1492-й, но, как указывает митр. Филарет, это ошибка: в 1492 г. умер Т. Медынский, тоже 16 июня. В житии T., составленном Филаретом, говорится, что «бедность старца и учеников его была так велика, что ученики не знали, в чем положить честное тело умершего подвижника; к утешению неожиданно Суздальский епископ прислал для старца свитку», и в ней его похоронили. На месте, где жил T., выстроена была обитель в честь св. Николая, названная Крестовоздвиженской Николаевской Тихоновой пустынью. Время постройки этой обители в точности неизвестно: по одним сведениям – вскоре после смерти T., по другим – еще им самим. Мощи Т. открыты в 1569 г. В «Житиях святых» говорится, что к тому времени на его гробе стали совершаться исцеления; мощи оказались нетленными. Однако как сказано в житии T., «игумен, поставивший их поверх земли, был поражен слепотой и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были под землю». В житии его говорится о 70 посмертных чудесах; составлено оно в 1649 г. на основании преданий, сохранившихся в обители; чудеса же извлечены из памятных монастырских книг, в которых они записывались со времени обретения мощей T. Память его празднуется местно 16 июня.
Н. Барсуков, «Источники русской агиографии», СПб. 1882, стр. 559. – «Словарь исторический о святых», СПб. 1862, 2-е изд., стр. 229. – П. Строев, «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», СПб. 1877, стр. 858. – Ф. А. Ч. (Филарет), «Русские святые», Чернигов 1863, июнь, стр. 94–97. – В. Ключевский, «Древнерусские жития святых как исторический источник», Москва 1871, стр. 830–331. – Амвросий, «История российской иерархии», Москва 1807–1815, т. I, стр. 304; т. VI, стр. 400. – II. Строев, «Описание старопечатных книг славянских и российских Ф. А. Толстого», Москва 1829, ч. 3, № 85. – «Описание Луховского монастыря», Москва 1836, стр. 76, 91. – В. И. Межов, «Русская историческая библиография за 1865–1876 гг.», т. III, стр. 33, № 27136; стр. 36, № 27341. – Сергий, «Месяцеслов Востока», Москва 1876, т. II, ч. 1, стр. 16. – София Дестунис, «Жития святых», СПб. 1891, июль, стр. 65. – Игнатий, «Краткие жизнеописания русских святых», СПб. 1875, ч. 1.
