А.А. Половцов

Филимонов, Николай Иванович

Филимонов, Николай Иванович, драматический писатель, род. в 1805 г. в родовом имении, селе Дехтеве, Ярославского уезда, умер 19 февр. 1870 г. Сын поручика, служившего в милиции, Ф. образование получил в Демидовском высших наук училище, в котором окончил курс в 1821 г. действительным студентом, а затем поступил на службу в один из гренадерских пехотных полков, откуда в начале 1830 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана. Возвратившись, на родину, Ф. служил здесь смотрителем холерного участка в Ярославском уезде и дворянским заседателем в уголовной палате и поверял сказки 8-й ревизии в Угличе. Во время Крымской кампании Ф. поступил в дружину № 129 государственного ополчения и был назначен командиром 4-й роты, но по делам службы оставлен в Ярославле. После того Ф. два трехлетия был дворянским заседателем в гражданской палате, а последние годы провел в своем родовом имении, совершенно разоренном. Причиною этого были увлечения молодости и страсть к театру (таковой был устроен и в его имении). Нередко старику приходилось жить в крестьянской избе, а умер он – в земской больнице. По словам Л. Н. Трефолева, Ф. был в хороших отношениях с Н. И. Хмельницким и Н. А. Полевым.

Первой его пьесой, поставленной на сцене Александринского театра (в 1836 г.), был оригинальный водевиль «Билет пятиклассной лотереи»; затем, на той же сцене, по словам «Хроники петербургских театров» А. И. Вольфа, появились: оригинальные водевили «Круговая порука» (1840) и «Три рода воспитания» (1852), переводный – «Мельничиха в Марли» (1840) и оригинальная драма в стихах «Князь Серебряный» (1841), в которой дебютировала В. В. Самойлова и которая представляет плохую переделку повести Марлинского «Наезды». Наибольший успех из пьес Ф. имел переводный водевиль «Мельничиха в Марли». По отзыву Белинского, водевиль этот, несмотря на всю запутанность и неправдоподобие, так хорошо шел на сцене, что бранить его – не поднималась рука. По словам Л. Н. Трефолева, в Петербурге было поставлено не пять, как указывает Вольф, а 14 пьес, и одна в Москве – водевиль в 2-х действиях «Гусарский офицер и уездная барышня». Кроме того, Ф. перевел в стихах: с немецкого – драму в 5 действиях Гальма «Философский камень», а с французского – комедии Мольера «Школа мужей», «Сганарель» и «Мнимый рогоносец» и комедию-водевиль «Сюзетта».

«Ярослав. губ. вед.», 1870 г., №№ 9 и 11. – «Русский Архив», 1872 г., № 10, стр. 1984–2023. – А. И. Вольф: «Хроника петербургских театров», ч. I, стр. 97 и ч. II, стр. LIII. – Сочинения В. Белинского, изд. 3-е, т. IV, стр. 186–187 и т. VI, стр. 617–618.

Комментарии для сайта Cackle