Библиотеке требуются волонтёры
А.А. Половцов

Шумский, Яков Данилович

Шумский, Яков Данилович, один из первых русских актеров, товарищ Федора Волкова, выдающийся комик. Малоросс по происхождению, Ш. сперва собирался сделаться цирульником, но, попав как-то раз в Ярославле в театр Ф. Г. Волкова, был так поражен всем виденным на сцене, что сделался горячим поклонником сценического искусства и вскоре изъявил даже желание вступить в число актеров. Волков охотно принял его в свою труппу, так как сразу заметил в нем выдающийся комический талант. Уже в первый год (1751) своей сценической карьеры Ш. сыскал широкую популярность у ярославской публики. Особенно нравился он ей в роли слуги Карпа двухактной комедии Ф. Волкова «Суд Шемякин». В следующем 1752 г. Волков со всей своей труппой был вызван в Петербург, где 18 марта исполнил во дворце сумароковскую трагедию «Хорев». После этого спектакля, в котором принимал участие также и Ш., последний был, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, вместе с Гавриилом и Григорием Волковыми, Дмитревским и Поповым, помещен в 1-ую роту сухопутного кадетского шляхетского корпуса «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». В корпусе образованием молодого артиста руководил известный Мелессино, под наблюдением которого Ш. много занимался. Впрочем, эти занятия нисколько не мешали ему участвовать в придворных спектаклях, которые изредка давались труппой Волкова. Четыре года спустя, когда учрежден был Российский театр, Ш. оставил кадетский корпус и с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 г. Ш. был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в средине апреля того же года открыть театр. Конечно, главными персонажами были Ф. Волков и Ш. Возвратившись в следующем году в Петербург, Ш. стал так же часто, как и раньше, появляться на сцене, по-прежнему привлекая к себе симпатии публики своим выдающимся комическим талантом. В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Ш. создал целый ряд удачных ролей, но особенно хорош был в роли «Созия» в комедии «Амфитрион» и в роли Еремеевны в фонвизинской комедии «Недоросль». По выходе в отставку в 1785 г. Ш. уже редко появлялся на сцене, хотя и прожил еще очень долго. Год смерти Ш. не известен, но в 1811 г. К. Аксаков как-то раз встретил его у другого знаменитого артиста Я. Е. Шушерина. Талант Ш. был исключительный; в игре его было так много жизненности, что несмотря на рутину ложноклассицизма, господствовавшего тогда на сцене, ему удавалось создавать яркие типы и характеры. Биограф фон Визина князь Вяземский влиянию игры Ш. в значительной мере приписывает самое появление комедий этого писателя. Князь Шаховской, вдохновленный игрой Ш., написал водевиль «Актер на родине», в котором Ш. является главным действующим лицом. Ш. выведен и в его оперетке «Первый дебют актрисы Троепольской» и, наконец, в водевиле Хмельницкого «Актеры между собой».

П. Арапов, «Летопись Русского театра» СПб., 1861 г., стр. 52, 56, 83, 104 и 111. – И. Носов, «Хроника Русского театра», М. 1883 г., стр. 90, 98, 99, 103, 105, 108, 109, 116, 118, 128, 141, 149, 165–167, 169–171, 174–176, 190, 198, 217, 218, 221, 228 и др. – «Архив Дирекции Императорских театров» СПб. 1802 г., отд. III, стр. 43. – А. Карабанов, «Основание 1750 г. Русского театра кадетами первого кадетского корпуса». СПб., 1849 г., стр. 27, 32 и др. – Н. Лонгинов «Русский театр», стр. 9. – К. Аксаков, «Семейная хроника». стр. 464–466. – «Артист» 1801 г., октябрь. № 16, ст. А. Н. Сиротинина «Очерк развития русского сценического искусства», стр. 77–78 (к этой статье приложен портрет Я. Шумского). – П. Арапов. «Драматический Альбом» М. 1850 г., ст. «Очерк постепенного хода и усовершенствовании русского театра», стр. XVIII и др. (к этой статье приложен портрет Я. Шумского в роли Созия).

Комментарии для сайта Cackle