А.А. Половцов

Даль, Лев Владимирович

Даль, Лев Владимирович, академик архитектуры, сын известного Владимира Ивановича Даля – лингвиста, родился 11 июня 1834 г. в Оренбурге, умер 21 марта 1878 г. в Москве. Получив хорошее домашнее воспитание под руководством родителя, Даль некоторое время слушал лекции в университете, но, не окончив курса, поступил сначала в Императорскую академию художеств, а затем, увлеченный порывом постоять за родину, вступил в Стрелковый полк Императорской Фамилии, выдержав юнкерский экзамен, и, с декабря 1855 г. по апрель 1856 г., находился в войсках действующей армии, занося карандашом в свой походный альбом все, что поражало его оригинальностью формы или особенностью характера. Прослужив два года в строю, Даль, в чине поручика, в 1857 г., вышел в отставку и принялся за окончание академического курса по архитектуре. За свои работы Даль получил в 1854 и 1855 гг. две серебряные медали – малую и большую, в 1858 г., за проект римско-католического собора с домом призрения, получил малую золотую медаль, и большую золотую в 1859 г. по конкурсу за проект роскошных бань. В 1860 году, Даль на казенный счет был отправлен за границу для дальнейшего усовершенствования, посетил юг Франции и срисовал римские развалины построек, рассеянные по Провансу, затем проехал во Флоренцию и Неаполь и реставрировал в Помпеях открытые тогда довольно хорошо сохранившиеся бани с двух фасадов улицы, окруженные торговыми лавками. Реставрация эта, оконченная в 1862 г., доставила Далю в 1866 г. звание академика архитектуры Императорской Академии Художеств. Осенью 1862 г., Даль уехал в Париж и слушал здесь в зимний сезон лекции в консерватории искусств и в школе изящных искусств, работал в Луврском музее и в Клюни и, полюбив средневековое искусство, весною 1863 г., для изучения памятников XI–XV веков, проехал от Руана через Кан и Монс до Шартра. В Неаполе Даль работал над грандиозным проектом различных построек для минеральных вод, оставшимся незаконченным. В 1864 г., Даль предпринял археологическую поездку по Московской и Нижегородской губерниям и впервые познакомился с памятниками русского зодчества, с этого времени привлекшими к себе всецело его внимание. Летом 1865 года Даль снова отправился за границу, посетил Данию, Голландию, Бельгию и принял участие в конкурсе, во Флоренции, по реставрации флорентийского собора Santa Maria del Tiоri. По возвращении в Россию, уже в звании академика, Даль поступил на службу губернским архитектором в Нижний Новгород, состоял при постройке Московского храма Спасителя, был членом строительного совета при Московской городской управе и выработал проект для здания музея древностей по конкурсу, объявленному в Москве, признанный одним из лучших, состоял архитектором при Румянцевском музее и был преподавателем в Московском училище живописи и ваяния. В 1874 г., Даль был причислен к Академии художеств со званием сверхштатного адъюнкт-профессора и послан в экспедицию для исследования отечественных памятников в поволжских местах. В 1874–1875 гг. Даль, с учениками академии: Леоновым и Веселовским, изъездил Ярославскую губернию и привез детали частей зданий и рисунки самих памятников, которые и составляют теперь собственность музея Императорской академии художеств. В 1876 г., он предпринял поездку в Олонецкую губ. и представил Академии рисунки деревянных церквей, которые были выставлены, в 1877 г., на технической выставке в Соляном городке. Из произведенных Далем построек главные – новый Ярмарочный собор, церковь св. Козьмы и Дамиана и памятник гражданину Минину в Нижнем Новгороде. Даль поместил в «Зодчем» целый ряд своих работ: «Сохранение древнерусских памятников» (1874 № 12); «Кадила» (1874 № 1–2); «Обзор русского орнамента» (1876 г. №№ 7, 9–12, 1877 г. № 9–10), «Историческое исследование памятников русского зодчества» (1872 г. №№ 2, 5, 7; 1873 г. № 1, 5, 11, 12); «Материалы для истории русского гражданского зодчества» (1874 г. № 3, 7); «Трехглавые церкви» (1874 г. № 11); «Древние деревянные церкви в России» (1875 г. № 6); «Назначение голосников» (1875 г. № 7–8) и др. В «Вестнике Общества древнерусского искусства» (1874–1876 гг., отд. IV) Даль, кроме того, напечатал статью: «Московские древности. Звенигородский Успенский собор», и «Ростовские изразцы»; в «Трудах первого археологического съезда в Москве» (т. I) – «По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве»; в «Трудах Моск. Археологич. Общества» (т. 4) – «Заметка о медных гривнах в XII в.» и др.

«Известия Имп. Русск. Археологич. Общества» 1879 г. т. IX, вып. 4, стр. 411–415, ст. П. Петрова.

Комментарии для сайта Cackle