А.А. Половцов

Источник

Зарембский, Юлий, пианист-композитор

Зарембский, Юлий, пианист-композитор, родился 20 февраля 1854 г. в Житомире, фортепианной игре обучался в Венской консерватории под руководством И. Дакса, а затем некоторое время занимался в Петроградской консерватории. В 1874 г. З. давал свои первые концерты в Киеве и в Одессе и в том же году отправился к Листу, под руководством которого, сперва в Риме, а потом в Веймаре, занимался более двух лет. Осенью 1876 г. он приехал в Варшаву и дал здесь четыре концерта. По отзывам слышавших З., «это был первоклассный пианист с большим талантом и непогрешимой техникой», но для широких кругов публики программы его были мало доступны и потому концерты его привлекали мало слушателей. Последний свой концерт З. продал концертному агенту за 400 рублей, для того чтобы иметь возможность выехать из Варшавы. Отсюда он уехал к своему учителю и другу Листу, который ценил в своем ученике не только музыкальные дарования, но и его высокие нравственные качества. Он брал его с собою во все свои поездки, вводил в дома своих высокопоставленных знакомых и сближал с выдающимися музыкантами. Так, при посредстве Листа, З. в 1877 г., в Веймаре, познакомился, например, с известным композитором А. П. Бородиным. Последний, передавая свои впечатления от этого знакомства, писал, между прочим, своей жене: «как пианист, Зарембский, чорт знает, как талантлив, равно как и композитор»; он пророчил ему блестящую будущность. Около этого времени З. заинтересовался новым музыкальным инструментом, так называемым piano-Mangeot (соединение двух фортепиано) и в начале 1878 г. опять концертировал в Варшаве уже на этом инструменте. Для этой цели он аранжировал надлежащим образом некоторые известные оркестровые сочинения, другие сам сочинял специально для piano-Mangeot'a. «Эффекты получались удивительные, а гармонические сочетания, поистине, были необыкновенно полны и разнообразны». Но самое исполнение на этом инструменте было значительно труднее, чем на обыкновенном фортепиано, так как приходилось играть одновременно на двух клавиатурах, из которых одна помещалась несколько выше другой; тем не менее З. владел новым инструментом удивительно мастерски и с успехом выступал несколько раз на всемирной выставке в Париже, а затем в Англии и в разных городах в России. Уезжая за границу в 1879 г., он, однако, решил расстаться с этим сложным и громоздким инструментом, представлявшим много трудностей при перевозке: он бросил его на станции Подволочиск я послал телеграмму в Варшавское музыкальное общество о том, что дарит ему свой инструмент.

В 1880 г., находясь в Париже, З. получил приглашение занять место профессора фортепианного класса в Брюссельской консерватории после Луи Брассена, приглашенного в Петроградскую консерваторию. З. принял это предложение и занимался в Брюсселе около трех лет, но тяжелая грудная болезнь заставила его вернуться на родину, в Житомир. Здесь, несмотря на тщательный уход и заботы родных, он скончался от чахотки 18-го сентября 1885 г.

З. писал почти исключительно для фортепиано. Из многочисленных его композиций, издававшихся преимущественно за границей, известны следующие: 1) «Danse polonaise à 4 mains», 2) «Trois danses galiciennes», 3) «Etude de concert G-dur, 4) «Deux morceaux en forme de mazourkas à 4 mains», 5) «Rêverie», 6) «Passion», 7) «Grand polonaise Fis-dur», 8) «Trois études de concert», 9) «Mazourka de concert C-moll», 10) «Fantaisie Polonaise», 11) «Polonaise mélancolique», 12) «Polonaise triomphale à 4 mains», 13) «Andante D-dur», 14) «Allegro G-moll», 15) «Les Rosés et les Epines» (пять импровизаций), 16) «Mazourka de concert Gis-moll», 17) «Valse sentimentale As-dur», 18) «Ballade G-moll», 19) «Nouvellette-caprice E-dur», 20) «Sérénade burlesque D-dur», 21) «Berceuse As-dur», 22) «Chant du départ», 23) «Le mal du pays», 24) Valse caprice G-dur», 25) «Tarantelle A-moll», 26) «Sérénade espagnole As-dur», 27) «Marche D-dur», 28) «Menuet Es-dur» и много мелких пьес, изданных в сборниках и отдельно.

«Биографии композиторов IV–XX вв.» издание К. А. Дурново, М., 1904 года, стр. 856–860. – Музыкальный словарь Puмана, стр. 525.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. : Т. 1-25. / Т. 7 : Жабокритский - Зяловский. - 1916. - [2], 588 c.

Комментарии для сайта Cackle